Примерное время чтения: 10 минут
166

БАРЬЕР НЕСОВМЕСТИМОСТИ. Бегство из "общества несбывшихся надежд"

"Я ХОТЕЛА ВЫ ВЕРНУТЬСЯ В ГДР, потому что в ФРГ чувствую себя чужой в чуждом мне мире...", "У меня были ложные представления о жизни в ФРГ...", "Я не смог смириться с существующими в ФРГ общественными отношениями...", "У меня было неправильное представление о жизни в ФРГ, сложившееся в результате пропаганды и рекламы "западного образа жизни", "Мы хотим вернуться в ГДР, так как в ФРГ не можем найти работу и ни у нас, ни у наших детей нет уверенности в будущем..." - это строчки из опубликованных в печати ГДР писем ее бывших граждан, в разное время добровольно покинувших свою социалистическую родину и выехавших в ФРГ. Их авторы, так же как и более 20 тысяч других бывших граждан ГДР, обратились с письмами в ЦК СЕПГ, Государственный совет, Совет Министров, местные органы народной власти республики с просьбой разрешить им вернуться на родину.

Что же заставило этих людей обратиться с просьбой о разрешении возвратиться в ГДР? Чтобы понять их основания, обратимся к письмам-прошениям - живым свидетельствам страданий, боли и желания загладить свою вину перед родиной. Какие же мотивы для возвращения выдвигают авторы этих писем?

Прежде всего, желание вновь жить в обществе социальной справедливости, экономической стабильности и гарантированных государством прав и свобод - в условиях социалистической ГДР.

Семья Кюнрих (муж - 34 лет, врач; жена - 35 лет, врач косметолог; ребенок - 8 лет): "Мы не имели ни малейшего представления о реальном капитализме и поняли, что реальный социализм является для нас лучшим общественным строем". Супруги Рудерт (он - служащий, 51 года; она - домохозяйка, 52 лет, имеют троих детей - 17, 12 и 2 лет) пишут: "Мы хотим вернуться в ГДР, так как только там можно жить в условиях социальной стабильности и гарантированных прав". Мечтает вернуться к жене и двум детям, чтобы "жить с сознанием гарантированных прав", и 39-летний крановщик К. Кант. Н. Шенфельдер (29 лет), слесарь, пишет, что "свой шанс в жизни видит только при социализме". Служащая Урсула Шюссль (43 лет) и ее 15-летний сын Рене уверяют: "На собственном опыте узнали, какое государство лучше". Этим словам созвучны письма каменщика Г. Майера (28 лет), графиков Х. Хайнке и Б. Шойберта (обоим по 40 лет), рабочего К. -Х. Фибранса (39 лет), семей инженера Шикенданца (48 лет), ремесленника М. Трентцша (53 лет) и многих других.

"МЕЧТАЮ ВЕРНУТЬСЯ В ГДР"

Главная причина желания вернуться на родину, о которой говорят авторы писем, - неприятие ими социальных отношений буржуазного государства. "Мы разочарованы в социальных отношениях и профессиональных возможностях, которые существуют в ФРГ. Они не оправдали наших ожиданий..." - пишут инженер Г. Кашат (43 лет) и его жена- учительница, имеющие двоих детей, 10 и 12 лет. "Хотим во что бы то ни стало вернуться в ГДР, - поддерживает их семья слесаря Д. Петцша (44 лет), - потому что не можем свыкнуться с общественными отношениями в ФРГ". Вторит им и 33-летняя медсестра Э. Замтлебен: "Разочаровалась в реально существующих общественных отношениях между людьми в ФРГ".

Одной из важнейших причин бегства с Запада является безработица. Безработными в ФРГ были и бывшие граждане ГДР разных возрастов, разных профессий. Об этом пишут воспитательница М. Древс (28 лет), эмалировщик Х. -Д. Берендт (30 лет), рабочие Й. Фукс (30 лет) и В. Курт (41 года), шофер Х. Леске (29 лет), механизатор Х. Хенне (47 лет), служащий Р. Макан (45 лет) и многие другие.

Семья Хаккель (муж - шофер, 37 лет, жена - лакировщица, 29 лет; детям - 9 и 2 года) свидетельствует: "Живем в беспросветной нищете". Семья Моосрайнер (обоим по 35 лет, ребенку 10 лет) подтверждает: "Живем в глубокой нищете". "В ФРГ так и остался безработным" (Х. Хенне, 47 лет), "В течение всего времени была в ФРГ без работы..." (К. Лендель, 22 лет).

В полной мере испытав на себе тяготы капиталистического образа жизни, авторы подобных писем хотят скорее избавиться от ежедневного изнуряющего страха перед будущим: "Мечтаю вернуться в ГДР, создать семью и жить без постоянного страха перед будущим" (Х. Ханзель, 21 года, официант), "Мы не видим в ФРГ будущего" (Б. Блазиус, 39 лет, санитарка, мать двоих сыновей - 20 и 18 лет), "Я безработный и боюсь дальнейшего социального падения" (К. Мушейко, 53 лет, крановщик), "Наши дети лишены в ФРГ будущего" (семья шофера Р. Оэме, 44 лет), "Несмотря на затраченные усилия, мы так и не получили работу. У нас страх перед дальнейшим существованием" (семья каменщика Х. Пеха, 36 лет). Цитирование писем подобного рода можно продолжать, их очень много, и в каждом содержится запоздалое признание преимуществ социалистического образа жизни, в котором право на труд каждому гарантировано законом.

ПРИЧИН ДЛЯ РАЗОЧАРОВАНИЯ МНОГО

Среди прочих мотивов, обосновывающих желание вернуться на родину, бывшие граждане ГДР называют:

- плохие условия труда и жизни в ФРГ (сварщик В. Курт, 41 года, и каменщик В. Майер, 28 лет);

- иллюзорные представления о ФРГ как об "обществе благоденствия": "Имел ложные представления о жизни в ФРГ" (электромонтер П. Гарде, 24 лет); "Мои представления о ФРГ не оправдались" (рабочий Г. Дерфельт, 40 лет); "Бесповоротно разочаровался в реальных капиталистических отношениях" (Е.-П. Шолла, 32 лет, математик); "Не смог политически и профессионально ассимилироваться в этом обществе" (таксист Л. Тирш, 28 лет); "Наши иллюзорные представления вступили в противоречие с фактически существующими общественными отношениями" (семья слесаря Ф. Ульмана, 30 лет);

- отсутствие возможности получить образование (письма У. Вильке, 19 лет, М. Вольф, 20 лет, и других).

Семья шофера Х. Хаккеля (37 лет) и работница Е. Лоттауш (31 года) сетуют на то, что уровень стоимости жизни в ФРГ растет быстрее, чем заработная плата: "Мы живем ниже черты бедности".

Чертежница К. Фройденберг (43 лет), учащийся У. Вильке (19 лет) и рабочий Б. Винкер (28 лет) называют ФРГ "обществом несбывшихся надежд". На социальное неравенство в "свободном мире" прямо указывает в своем письме работница Л. Зейтц (47 лет): "Мы так и не смогли привыкнуть к общественным отношениям в ФРГ. Особенно страдают мой шестнадцатилетний сын, потерявший своих школьных друзей, и моя больная сестра из-за непривычных социальных отношений".

"ОБМАНУТ, ГОРЬКО СОЖАЛЕЮ..."

Что же побудило этих, в недавнем прошлом благополучных и счастливых, граждан ГДР отказаться от родины и уехать на Запад? Ответ содержится в их письмах. "Хочу вернуться в ГДР, потому что попросту... был обманут передачами телевидения ФРГ" (Ю. Клауснитцер, 20 лет, строительный рабочий). "Обманут средствами массовой информации Федеративной республики..." (Х. Т. Вернер, 37 лет, радиотехник). "Горько сожалею, что попался на удочку передач западногерманского телевидения" (Х. Шакс, 52 лет слесарь). Авторы писем назвали одного из главных виновников обмана - западногерманское телевидение.

АРД И ЦДФ - первая и вторая программы телевидения ФРГ, его региональные студии постоянно пытаются оказывать негативное влияние не население стран социалистического содружества, в первую очередь - на граждан ГДР, рекламируя и пропагандируя при этом "ценности" буржуазного общества. Используя отсутствие языкового барьера, они стремятся любой ценой посеять массовое или частичное недовольство, внести идеологическую сумятицу в умы людей, оказать психологическое давление на своих зрителей, распространяют лживые слухи и поддерживают нездоровые настроения.

На службу телевидению и радио ФРГ поставлен большой научный и технический потенциал профессионалов по ведению "психологической войны" против стран социализма, в частности против ГДР. Три телепрограммы и 20 радиопрограмм ФРГ "простреливают" почти всю территорию Германской Демократической Республики. Вдоль ее границ расположены 326 радио- и 38 телевизионных станций ФРГ, передачи которых адресуются населению ГДР.

Другой причиной, побудившей бывших граждан ГДР покинуть свою родину, являются посулы и заверения в "райской жизни" на Западе со стороны их родственников и знакомых. "Мы были обмануты родственниками из ФРГ", - признается семья слесаря Ф. Бехера. "Данные нам родственниками и знакомыми обещания о профессиональном и материальном благополучии на Западе не оправдались", - пишет семья Моосрайнер. "Обманута лживыми заверениями своего знакомого из ФРГ", - признается лаборантка Х. Ольденбуг. "Данные мне обещания родственники из ФРГ не сдержали, и я осталась одна - без помощи и поддержки", - жалуется пенсионерка Э. Вельк, 66 лет.

ПРОСТЯТ ЛИ ИХ НА РОДИНЕ?

Как отмечала газета "Нойес Дойчланд", раскаяние тех, кто покинул родину, их желание вернуться назад ни для кого в ГДР не явились неожиданностью. Многие граждане Германской Демократической Республики, целые трудовые коллективы высказывают мнение, что за беспочвенные иллюзии рано или поздно должна наступить расплата. "Эти люди сами добивались своего выезда, стремясь получить так называемую "свободу". Пусть с тем и остаются", - заключает М. Флахсхар, житель г. Фишбаха. "Мне кажется, что прошения о возвращении не должны удовлетворяться. Эти люди отказались от гражданства ГДР, сознавая, что теряют его навсегда. Я считаю, что они подают прошения только потому, что испытывают в ФРГ значительные материальные трудности", - пишет И. Бишоф из Ильменау.

Для многих покинувших ГДР не оправдались надежды на то, что они получат особые привилегии. Поэтому-то столь резка реакция граждан социалистической ГДР, "Кто добровольно покинул свою родину, должен оставаться там, где он есть. Наше министерство иностранных дел должно рассматривать прошения только тех семей, в которых вместе с родителями несчастными оказались дети", - подчеркивают в коллективном письме в "Нойес Дойчланд" трудящиеся народного комбината "Шварце пумпе". Их мнение разделяет А. Ноакк: "Узнав, что более 20000 бывших граждан ГДР подали прошения о возвращении в ГДР, я не удивилась. Выезжавшие хорошо знали, в государство с какой общественной системой они переселяются. Я считаю, что эти люди сознательно избрали свое будущее. Они предали свою родину и заявляли об этом журналистам газет и телевидения ФРГ. Почему же тогда они опять хотят вернуться в нашу, такую "несвободную", страну?" Без сомнения, граждане первого немецкого социалистического государства правы: ГДР - не "страховое общество" для авантюристов, которые в условиях капитализма ищут для себя выгоду и при этом закономерно терпят крах.

Как сообщило информационное агентство ГДР - АДН, в связи с 40-летием Победы над гитлеровским фашизмом и освобождения немецкого народа от нацизма, компетентные государственные органы ГДР приняли решение, что при рассмотрении заявлений бывших граждан ГДР, желающих вернуться в Германскую Демократическую Республику, в первую очередь будут рассматриваться документы семей с детьми. При этом государственные органы исходят из того, что дети и подростки, о которых идет речь, оказались в капиталистическом обществе по вине своих родителей.

По официальным западногерманским данным, ежегодно из ФРГ в ГДР переселяются от 1000 до 1500 человек.

М. ВОРОНЕНКОВ, кандидат филологических наук.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно