"ДАМАСК ПОД ПРИЦЕЛОМ ТЕЛЬ-АВИВА" - так озаглавил один вашингтонский корреспондент свой очередной репортаж с Ближнего Востока. Фраза эта вполне отчетливо показывает, куда направляет сейчас свои стрелы израильская военщина. Естественно, возникает вопрос, действительно ли угроза нападения на Сирию реальна.
Мне довелось только что побывать на Ближнем Востоке, посетить самые горячие точки - и Сирию, и Ливан, и оккупированные израильтянами города Тир, Сайда, Даммур. Но, пожалуй, наиболее остро ощущаешь взрывоопасность и противоестественность ближневосточной ситуации в двух местах - в сирийском городе Эль-Кунейтра и ливанской долине Бекаа. Первый - это город-призрак, оккупированный израильтянами в 1967 г. и возвращенный сирийцам семь лет спустя. Город-то снова под сирийским управлением, но провинция, административным центром которой он является и на территории которой находятся Голанские высоты, все еще в руках захватчика.
Крупнейшая из Голанских высот - Тель ан-Наба - буквально нависает над городом. На ее вершине лес мачт, переплетение антенн, без устали вращаются радары. Оттуда держится под постоянным контролем обширная сирийская территория, включая и город Дамаск, - до него по прямой километров 40 - 45. Сама Эль-Кунейтра пуста. В ней всего 300 - 400 жителей, раз в сто меньше, чем было до войны 1967 года. В ливанской долине Бекаа линия конфронтации то и дело взрывается перестрелками. В разных направлениях движутся военные колонны, гудят моторы танков, взбирающихся на холмы: израильтяне и сирийцы укрепляют свои позиции.
Долина эта с двух сторон зажата горными хребтами. Один отделяет ее от Средиземного моря, на берегу которого находятся Бейрут и другие крупные ливанские города, другой проходит вдоль границы Ливана с Сирией. Шоссе Дамаск- Бейрут режет долину примерно пополам.
На холмах, что поднимаются к северу от дороги, стоят сирийские части. Они вошли сюда в 1976 году по просьбе ливанского правительства, чтобы помочь ему привести к концу вспыхнувшую в стране гражданскую войну. Лига арабских стран, обсуждавшая ливанскую проблему, выдала сирийцам мандат на пребывание в Ливане и отпустила необходимые для этого средства.
Южную часть Бекаа в прошлом году заняли израильские войска. Они обрушились на сирийцев, пытаясь сбить их с шоссе Бейрут-Дамаск. Произошли два крупных танковых сражения. В результате получилось, что сирийские позиции разместились по одну сторону дороги израильские - по другую. А в горах, поближе к Бейруту, начинается подлинный слоеный пирог: там часть деревень занята израильтянами, часть - сирийцами, часть - ливанской армией и часть - отрядами ливанских партий, отказавшихся сдать оружие властям.
Израильтяне периодически открывают огонь по сирийским позициям, провоцируют столкновения, каждое из которых может перерасти в большой конфликт. А ведь это всего в 30 - 40 км от Дамаска!
Здесь нелишне напомнить, что одной из целей прошлогоднего израильского нападения на Ливан было военное ослабление Сирии с тем, чтобы сделать эту страну более покладистой в отношении американо-израильских планов на Ближнем Востоке. Дело касается по крайней мере трех моментов. Во- первых, Вашингтон и Тель-Авив хотели бы, чтобы сирийские части ушли из Ливана и эта страна оказалась бы под американо-израильским колпаком. Во-вторых, чтобы Дамаск смирился с потерей Голанских высот. В-третьих, чтобы сирийцы прекратили поддерживать Организацию освобождения Палестины и в целом борьбу палестинцев за свои политические права.
Однако израильтянам не удалось в ходе прошлогодней агрессии нанести поражение Сирии. Не дрогнули сирийцы и во время многочисленных провокаций в долине Бекаа. Когда же 17 мая было подписано ливано-израильское "соглашение о мире", сирийское правительство осудило его, объявив полностью неприемлемым выдвинутое Израилем условие, гласящее, что его войска могут быть выведены из Ливана лишь одновременно с сирийскими. Оккупанты должны уйти без всяких условий.
Вот поэтому-то, по мнению сирийских политических деятелей и журналистов, с которыми мне довелось беседовать, израильские генералы по-прежнему готовятся к серьезному удару по сирийской армии в долине Бекаа, а возможно, и к перенесению военных действий на сирийскую территорию. Так Тель-Авив рассчитывает убрать едва ли не главную преграду, мешающую решить ближневосточную проблему по американо-израильской мерке, приступить, в частности, к осуществлению навязанного Лизану соглашения.
Может возникнуть вопрос о том, какой будет позиция Советского Союза в случае нападения на Сирию. Ясно, что эта позиция вытекает из традиционных советско-сирийских отношений, Договора о дружбе, подписанного нашими странами. СССР помогает Сирии укреплять экономику, оборону, сотрудничает с ней в политической области и уже не раз протягивал ей руку в критических ситуациях.
Оценивая современную ситуацию на Ближнем Востоке, нельзя, конечно, не обращать внимания на разлад, царящий в арабском мире. Именно этим объясняется различное отношение арабских правительств к ливано-израильскому соглашению и к Сирии. Межарабские противоречия перекинулись в последнее время и на ООП, точнее, на входящую в нее самую крупную военно-политическую организацию ФАТХ (ее возглавляет Я. Арафат). Разногласия возникли из-за различия взглядов на соотношение политических и военных форм борьбы, которые должны применяться палестинским движением на современном этапе, а также методов руководства этим движением. Дискуссии достигли такой остроты, что в долине Бекаа произошли столкновения между отрядами ООП, командиры которых придерживаются разных мнений. Причем несколько арабских правительств поддержали нынешнее руководство ООП, другие же, включая сирийцев, - их оппонентов, тем самым еще более запутав положение. Потом был создан "согласительный комитет", который провел переговоры с палестинскими лидерами, руководителями Сирии, ряда других стран. В результате конфликт удалось смягчить.
Все это произошло в обстановке, когда Израиль, опираясь на "стратегическое сотрудничество" с США, продолжает свой агрессивный курс. Понятно, что отпор, который получают сейчас США и Израиль, был бы куда весомее, если бы арабам удалось преодолеть раскол и объединиться.
П. ДЕМЧЕНКО, член редколлегии газеты "Правда" - для "АиФ".
Смотрите также:
- ИНТЕРВЬЮ. Ливанская трагедия и ее истоки →
- Ливан: Арабский мир на грани взрыва? →
- ЛИВАН. НАВЯЗАННОЕ СОГЛАШЕНИЕ →