ИСТЕКАЕТ месяц с начала ливано-израильского конфликта, но конца войне не видно. Ясно одно: блиц-крига на сей раз у израильтян не получается. Сухопутные войска продвинулись всего на несколько километров вглубь ливанской территории. Ракеты "Хизболла" как сыпались, так и сыплются на Хайфу и другие города севера страны. В Израиле не ожидали, что ракетный арсенал боевиков окажется столь велик. А это значит, что хвалёная израильская разведка на сей раз не сработала. На момент подписания этого номера "АиФ" людские потери Израиля составили 89, потери Ливана - более 1000 человек. Экономические убытки Израиля составляют 250 млн. долл. в день, война сделала 300 тыс. израильтян безработными. Материальный ущерб Ливана неизмеримо больше: сами ливанцы оценивают его в 6 млрд. долл., в стране насчитывается миллион беженцев.
"С внешнеполитической точки зрения Израиль попал в очень тяжёлое положение, - считает профессор МГИМО Ирина Звягельская. - С одной стороны, за громадные жертвы среди ливанского населения его осуждает всё мировое сообщество. С другой - решение палестинской проблемы ещё больше отодвинулось".
Больше всего Израиль боится, что "Хизболла" выйдет из этого конфликта непобеждённой. Это стало бы очень серьёзным политическим поражением, на которое правительство Э. Ольмерта пойти не может. В этом с ним солидарна администрация президента Дж. Буша. Для неё победа "Хизболла" означала бы победу "оси зла" - Сирии и Ирана, которые поддерживают ливанских боевиков. А это значит, что США будут настаивать на своём видении карты Ближнего Востока. В том числе и Ливана.
И тем не менее исторический прецедент уже создан. "Война в Ливане развеяла миф о том, что арабы не умеют воевать", - полагает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов. - Если в прежних войнах Израиль воевал против регулярных армий арабских стран, то теперь он столкнулся с партизанским движением. В Израиле не ожидали той стойкости и самоотверженности, с которой воюют ливанцы".
"ЧЕМ дольше длится операция возмездия, тем прочнее становятся позиции "Хизболла" в Ливане. Ливанский народ видит в ней защитника страны, особенно на фоне фактического бездействия регулярной армии", - считает бывший посол РФ в Омане Владимир Носенко.
Наиболее дальновидные политики в Израиле и арабских странах понимают, что затяжка войны будет иметь непредсказуемые последствия.
"В этом случае Израиль может оказаться в положении, схожем с американским в Ираке. Его войска в Ливане и дальше будут сталкиваться с жестоким партизанским сопротивлением. "Хизболла" может спровоцировать израильско-сирийские столкновения, что станет прологом большой войны на Ближнем Востоке. Чтобы этого избежать, Израилю лучше переложить на международные силы задачу нейтрализации террористов в Ливане, потребовав неукоснительного выполнения ранее принятых резолюций Совбеза ООН", - считает В. Носенко.
И ещё. Многие не понимают, почему арабские страны не оказывают Ливану никакой поддержки, кроме моральной. Причины понятны: учитывая печальный опыт прошлого, правительства арабских стран солидарны в своём нежелании воевать с Израилем. Тем более что воевать-то в конечном итоге придётся с Америкой, которой ни Европа, ни Россия в нынешних условиях противовесом быть не могут. "С другой стороны, правящие суннитские режимы Саудовской Аравии, Египта, Иордании страшно боятся шиитской экспансии, которую сегодня олицетворяют "Хизболла" и Иран", - говорит Георгий Мирский, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.
В то же время граждане арабских государств день ото дня всё больше политизируются. "С началом конфликта в Ливане раскол между ними и умеренными режимами арабских стран быстро углубляется. Люди недовольны пассивностью своих правительств. Может произойти взрыв, который приведёт арабский мир к дестабилизации, а это невыгодно ни Израилю, ни США", - убеждена профессор Звягельская.