КУЛЬТУРА. "Производственная" драматургия и человек

   
   

Драматург А. МИШАРИН принадлежит к авторам, разрабатывающим "производственную" тему в советской драматургии. Не так давно одновременно в двух московских театрах - имени Евг. Вахтангова и на Малой Бронной - состоялась премьера его новой пьесы "Равняется четырем Франциям". Обратились к ней также театры союзных республик и социалистических стран.

Наш корреспондент В. Волков попросил драматурга ответить на ряд вопросов.

- Александр Николаевич! Различные "советологические" журналы на Западе, анализируя постановки наших театров, резкой критике подвергают производственную пьесу и утверждают, что она не интересна и не нужна ни зрителю, ни драматургу. Однако популярность целого ряда производственных пьес говорит об обратном. Чем Вас привлекает эта тема?

- Какова бы ни была по своей тематике и по жанру пьеса - бытовая или лирическая, историческая или социальная, - главный предмет ее исследования - человек. Почему я своих героев стал находить в сфере производственной деятельности? Потому что считаю: зрителю это интересно. Ведь большую часть своей жизни мы на работе, и жизнь в коллективе, отношение к своему делу и другие проблемы, возникающие у каждого на производстве, в не меньшей степени, чем семейные или бытовые, касаются всех. Обратите внимание на такую интересную примету нашего быта. Люди собираются за праздничным столом и, не сговариваясь, через какое-то время начинают говорить о работе, о своих трудовых проблемах, успехах, сложностях. Мы живем в трудовом обществе, где нормой и критерием подлинно правильного существования является отношение человека к труду.

Внимание, с которым зритель относится к современной социальной драме, - а я считаю, что только так можно классифицировать "производственную" пьесу - убеждает в том, что разговор этот важен и необходим.

Социальная драма наших дней принципиально отличается, скажем, от производственной драматургии 40 - 50-х годов. Если та "расшифровывала", пропагандировала уже свершившееся, то сегодня социальная драма должна ставить перед обществом проблемы общественно значимые, назревшие, но пока не решенные. Она должна фиксировать главные, фундаментальные сдвиги общественного сознания. И основное среди них - испытание сегодняшнего человека личной ответственностью.

- Нередко на Западе высказывается мнение, что появление в СССР той или иной пьесы на производственную тему - это результат "декретирования сверху". Как Вы относитесь к этой точке зрения?

- Мне кажется, что любая действительно актуальная социальная пьеса может возникнуть только на каких-то определенных, переломных, поворотных моментах в жизни общества и страны. К этому моменту и накапливается драматизм, требующий авторского выражения и обобщения, подведения каких-то итогов, исторического осмысления. Понятно поэтому, что "декретировать" подобные пьесы нельзя, как нельзя декретировать момент творческого осмысления происходящего.

- Какие черты присущи современному положительному герою?

- Он образован, интеллектуален независимо от того, какая у него профессия, расположен к людям и в то же время непримирим к халтуре, к работе вполсилы, чувствует высокую ответственность за качество своего труда. Это человек, которому есть до всего дело и который готов идти в бой, отстаивая свою позицию. Именно такими качествами наделены, к примеру, герои пьес А. Гельмана. Главное, что пришло с ними, - это призыв: оставим просто разговоры и разберемся в происходящем. Чем лучше разберемся, тем лучше будем жить.

- Ваша пьеса "Равняется четырем Франциям" вызвала широкую дискуссию на страницах печати. Какой идеей Вы руководствовались, создавая ее?

- Действие моей пьесы происходит в наши дни в одном из дальневосточных портов. О чем мне хотелось рассказать в ней? Об огромной ответственности партийного руководителя за будущее края, за судьбы людей, о мощном нравственном потенциале нашего народа. В спектакле сталкиваются две позиции, два метода руководства. Второй секретарь крайкома партии Серебренников стремится применить власть и вмешаться в ситуацию, всей тонкости которой не знает. А ситуация такая: судно, везущее ценное оборудование для порта, терпит бедствие, и, естественно, никто, кроме капитана, не может лучше оценить создавшееся положение и принять правильное решение. Первый секретарь крайкома Шахматов, напротив, строит свою работу, опираясь на инициативу людей, уважая право человека самому отвечать за свое дело. Не изменяет он своему принципу и в данном случае - целиком и полностью доверяет капитану и команде действовать самостоятельно. И здесь для меня не так важно было показать, как разрешится в конце концов эта конкретная ситуация. Важно было, как поведут себя люди в критический момент, какой нравственный выбор сделают, какую принципиальную позицию займут.

- С какими Вашими работами предстоит в будущем познакомиться зрителям?

- Сейчас во МХАТе режиссером О. Ефремовым готовится к постановке моя новая пьеса "В связи с переходом на другую работу", в которой рассказывается о работе сельского райкома партии. Так что теме производства я, как видите, верен.

* * *

ТЕАТРЫ ПО СОЮЗНЫМ РЕСПУБЛИКАМ

Смотрите также: