ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. "Санкции" против истории

   
   

В ЛЕКСИКОНЕ вашингтонских политиков снова замелькало слово "санкции". На сей раз поводом стал "инцидент" с южнокорейским самолетом.

Ох, уж эти санкции, скажет читатель. Действительно, тема не новая. Возьмем последние десять лет Какие только "санкции" в отношении Советского Союза и других социалистических стран (и не только социалистических) в Белом доме не придумывали, какими способами не стремились подорвать наше благополучие, чем не грозили!

* * *

ХРОНИКА

- В 1974 году было сорвано соглашение о торговле между США и СССР из-за пресловутой поправки Джексона - Вэника, принятой конгрессом и связывающей вопросы эмиграции лиц еврейской национальности из СССР.

- В 1980 году, воспользовавшись событиями в Афганистане, Картер ввел частичное эмбарго на экспорт в Советский Союз зерна, полное эмбарго на поставки фосфорных удобрений. Была заморожена деятельность совместной советско-американской комиссии по вопросам торговли. Картер объявил бойкот Олимпийских игр в Москве. Американским конгрессом не был ратифицирован уже подписанный договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).

- В 1981 - 1982 гг. Рейган запретил экспорт в СССР нефтегазового оборудования. В одностороннем порядке была закрыта советская закупочная комиссия в Нью-Йорке, отложены переговоры по новому долгосрочному соглашению по зерну и соглашению о морском судоходстве, отменены полеты самолетов Аэрофлота: "Поводом" тогда стали события в Польше.

Рейган всячески препятствовал выполнению западноевропейскими фирмами поставок (по уже заключенным соглашениям!) оборудования для газопровода Сибирь - Западная Европа.

Были прерваны контакты по научной и культурной линии и т. п.

- 15 сентября 1983 г. - по указанию Рейгана - закрыты представительства Аэрофлота в Нью-Йорке и Вашингтоне, наложен запрет на все контакты американских авиакомпаний с Аэрофлотом.

Если посмотреть на диаграмму, отражающую наши торговые отношения с США за последние годы (см. "АиФ" N 11, стр. 6), то в глаза бросится пляска цифр - то густо, то пусто.

Тем не менее все эти годы наше государство неуклонно двигалось вперед.

Справились мы и с зерновым эмбарго и с технологическим. На днях, например, стало известно: на шесть месяцев раньше срока благодаря ударному труду наших специалистов и рабочих введен в строй экспортный газопровод Сибирь - Западная Европа (Уренгой - Помары - Ужгород).

Так отвечают советские люди на происки недругов.

ОБОЮДООСТРОЕ ОРУЖИЕ

Конечно, сегодня многие технические, научные проблемы удобнее и выгоднее решать, как говорится, всем миром, используя международное разделение труда.

Зачем, к примеру, "изобретать велосипед", когда он уже изобретен соседом?

Проблемы энергетики будущего, предсказания погоды, лечения раковых и сердечно-сосудистых заболеваний так же, как и многие другие, лучше решать сообща, по принципу - ум хорошо, а два - лучше.

Мы-то понимаем, что такой обмен достижениями ума и рук человеческих взаимовыгоден; Но вот наш "сосед" (если брать по списку наиболее высокоразвитых стран) никак этого в толк не возьмет.

Или американцы раком не болеют? Болеют. Или с сердечно- сосудистыми у них все в порядке? Тоже нет. Или самолеты Аэрофлота на зарубежных линиях не возят тех же американцев? Возят.

Так что санкции - бумеранг - оружие обоюдоострое. Аборигены Австралии, которые изобрели его много лет назад, об этом хорошо знают.

Судя по поступающей информации, умственное развитие аборигенов Белого дома стало приближаться к умственному развитию аборигенов Австралии.

На днях Рейган наконец-то признал, что санкции - вещь неэффективная. Торопясь из одного кабинета Белого дома в другой, он впопыхах (подумав о политических последствиях этого заявления, может быть, этого бы и не сказал) заявил дотошному корреспонденту журнала "Тайм": "Возможности санкций крайне ограниченны".

"Такие, как аннулирование недавно подписанного соглашения о поставке зерна?" - спросил журналист.

"Да, - ответил Рейган, - у нас был подобный опыт, который показал, что это недейственно. Причем не только недейственно, но если это служило наказанием, то скорее это было наказанием для наших людей, а не для них" (т. е. нашей страны).

В этом не только провал политики "санкций", но и ответ на вопрос, который поднимает сейчас вся западная печать, почему новые "санкции" президента "такие мягкие". Столько было крику, истерик, угроз и вдруг - пшик! Налицо "разительное различие между словами и делами президента Рейгана", - отметила "Нью-Йорк таймс".

Может, Рейган прозрел наконец? Тот Рейган, о котором газета "Вашингтон пост" писала на прошлой неделе, что "на протяжении многих лет он был самым жестким из всех сторонников жесткой линии, ястребом из ястребов"?

"Все это страшило миллионы людей, - добавляет газета, - которые опасались, что, попав в Белый дом, Рейган станет кем-то вроде воинственного маньяка".

ЧЕМУ УЧИТ ИСТОРИЯ

Нет, дело, конечно, не в том, что "ястреб из ястребов" стал голубем. Жизнь его заставляет, мужество и упорство советских людей, сила нашего могучего государства, ставшего таковым за кратчайший исторический период.

Хочется, очень хочется смертельно укусить, да не выходит.

Сегодня наша страна - великая держава, накопившая огромные материальные и духовные богатства. Зная это, многие западные деятели проявляют заинтересованность в сотрудничестве с нами.

И политические выгоды отступают перед выгодами в области экономики, науки, культуры - в Европе это понимает подавляющее большинство.

Америке дается это труднее.

Вот что написала 13 сентября газета "Балтимор сан": "Простой факт заключается в том, что Соединенные Штаты уже не пользуются в мире таким влиянием, каким они пользовались 20 или 30 лет назад. Международное влияние, проистекшее из военной и экономической мощи Америки, было Серьезно подорвано. В результате, когда президент проявляет какую-то инициативу, союзники не всегда следуют за ним. Но даже если они и поступают так, они нередко сопровождают это шумными и горькими жалобами.

Хорошо это или плохо, но Рейган извлек из прошлого определенный урок: он понял, что рискованно слишком опережать союзников в своих инициативах, безусловно, союзники не были Склонны принимать какие-то жесткие меры против Советского Союза".

Америка привыкла быть богатой, повелевающей страной. Американский дядюшка, заманивая помощью, хотел - казнил, хотел - миловал. Но этому диктату приходит конец.

А начался этот процесс с того дня, когда в 17-м в России произошла Великая Октябрьская социалистическая революция.

Мы росли, крепли. И империалисты вынуждены были с этим считаться. Вспомним.

* * *

   
   

ХРОНИКА

- В 1917 г. нас старались не замечать. Тогдашний госсекретарь Лансинг послал американскому послу в России Фрэнсису телеграмму с указанием, что "представителям Америки надлежит воздержаться от всякого непосредственного общения с большевистским правительством".

- В 1918 - 1920 гг. нас пытались уничтожить физически.

Антанта вмешалась в гражданскую войну на стороне контрреволюции.

- Потом долгие годы нас не признавали (до 1924 г.). США признали только 16 ноября 1933 г. (ровно 50 лет назад). Поняли наконец: не замечать такую страну нельзя.

- В 1945 г. нам грозили атомной бомбой.

- В последние десятилетия уже стали запугивать нами, заговорили о "советской военной угрозе".

Вот такой перелом!

* * *

Да, все это время росла наша политическая и экономическая мощь. И с 70-х годов Советский Союз достиг военно-стратегического паритета с США.

Этого исторического завоевания мы добились без помощи богатого заокеанского дядюшки (вопреки ему). И не ради захвата чужих богатств, а ради мира, чтобы помешать империализму развязать новую мировую воину.

Так что и с новыми "санкциями" у Рейгана ничего не получится. Мы их не боимся. Историческая перспектива за нами, за социализмом и коммунизмом.

* * *

Б. БУГАЕВ, министр гражданской авиации СССР.

"Дружеские контакты прервать не удастся!"

"Представить себе современный мир, всю совокупность связей, объединяющих народы разных стран, различных континентов, стран с различными системами общественного устройства, без гражданского воздухоплавания невозможно. Пассажирские самолеты помогают завязывать и совершенствовать деловые контакты, опосредствуют обмен культурными ценностями, сводят на аренах состязаний спортсменов. Гражданская авиация - поистине жизненно важная артерия сообщества наций, способствующая сближению народов, помогающая достижению взаимопонимания между ними, развитию международного сотрудничества.

Авиалайнеры советской компании из десятилетия в десятилетие достойно выполняют мирную, гуманную миссию, содействуя развитию дружественного общения между народами. Аэрофлот занимает достойное место в многогранных связях между государствами социалистического содружества, в обширных контактах между Востоком и Западом. Гражданская авиация СССР обеспечивает доставку значительного объема той экономической, научно-технической и культурной помощи, какую предоставляет Советский Союз развивающимся странам; она оказывает срочную медицинскую помощь пострадавшим от стихийных бедствий или жертвам эпидемических заболеваний. Крылья Аэрофлота служат надежным мостом для каждого, кто хотел бы своими глазами увидеть нашу страну, из первых рук получить представление о советской действительности, познакомиться с достижениями экономики, науки и техники, культуры и искусства в Советском Союзе.

Но именно эти направления деятельности Аэрофлота и не устраивают тех, кто хотел бы сеять рознь между народами и нагнетать напряженность в мире ради установления своего господства над планетой, ради осуществления своей безудержной политической и экономической экспансии.

Преследуя подобные цели, Вашингтон учитывает: самолеты Аэрофлота обеспечивают сегодня регулярное сообщение между более чем 90 государствами нашей планеты. Не оставляет без внимания Вашингтон и другой факт: в СССР прибывают воздушные лайнеры 29 зарубежных авиакомпаний из 31 государства.

Отсюда, думается, и далеко идущий замысел Вашингтона: ударом "санкций" со стороны самих Соединенных Штатов и тех стран, которые не имеют сил или желания преодолеть давление Белого дома, разрушить десятилетиями складывающиеся каналы дружественных контактов СССР с государствами Запада.

Реализуема ли подобная задача? Уверен, что нет.

("Известия", 16 сентября 1983 г.)

* * *

Из последних сообщений

18 сентября в программе по американскому телевидению был показан репортаж из Москвы, в котором говорится: "Оказывается, запрет на полеты в Советский Союз и из Советского Союза не так уж и плох для Советов. Основным победителем в кампании бойкота, развернутой Западом, становится тот, против кого эта кампания направлена, - советская авиакомпания Аэрофлот. Миллионы и, пожалуй, даже десятки миллионов долларов в твердой валюте оседают сейчас в сейфах Аэрофлота - поступления от пассажиров, застрявших в Советском Союзе. Крупно проигрывают западные авиакомпании, самолеты которых совершали выгодные рейсы в Москву и из Москвы. По заявлению представителя "Люфтганзы", его компания потеряет около 10 млн. марок. Конечно, пассажиры в конце концов выбираются из Москвы. Но многие начинают сейчас задаваться вопросом: по чьим интересам бьет бойкот? Пока, во всяком случае, не по интересам Аэрофлота".

Смотрите также: