НА БЛАГО НАРОДА. Социальная направленность наших планов

   
   

С ПОСТРОЕНИЕМ В СССР развитого социалистического общества решение социальных вопросов, вопросов повышения уровня жизни советского народа стало главной задачей наших перспективных, пятилетних и годовых планов, высшей целью социальной и экономической политики партии.

Социальная направленность советских планов проявляется прежде всего в возрастании абсолютных объемов и доли ресурсов общества, выделяемых на все более полное удовлетворение постоянно растущих потребностей населения в материальных благах. Это подтверждается данными об использовании национального дохода СССР за последние четыре пятилетки и плановыми заданиями на одиннадцатую пятилетку (в сопоставимых ценах млрд. руб.) - см. таблицу.

Повышение доли фонда потребления в национальном доходе СССР является ярким подтверждением курса КПСС на усиление социальной направленности заданий пятилетних планов, на дальнейший поворот экономики к решению многообразных задач роста народного благосостояния, движения общества к социальной однородности и равенству. На этой основе реальные доходы на душу населения - обобщающий показатель уровня жизни - увеличились по отношению к 1960 г. в 2,3 раза. В нынешней пятилетке они возрастут еще на 16,5 проц. против 18 проц. в предыдущем пятилетии, но абсолютный их прирост увеличится.

БОЛЬШЕ ТОВАРОВ ДЛЯ НАРОДА

Социальная направленность наших планов проявляется и в быстром наращивании объемов промышленного производства предметов потребления (группа "Б" промышленности, в сопоставимых ценах) - см. таблицу.

В десятой пятилетке, в частности, объем производства предметов потребления в расчете на душу населения был в 2,2 раза больше, чем в седьмой. Вместе с тем уровень обеспечения многими товарами и услугами, их качество, культура обслуживания все еще отстают от запросов советских людей, вызывают их справедливые нарекания. Политбюро ЦК КПСС признало необходимым разработать в составе пятилетнего плана на 1986 - 1990 годы и Основных направлений экономического и социального развития СССР на более длительную перспективу Комплексную программу расширения производства товаров народного потребления и системы услуг населению, имея в виду наиболее полное удовлетворение разнообразных запросов и потребностей всех его социальных слоев и групп.

В целях сбалансирования платежеспособного спроса населения с товарной массой в нынешнем году в практику планирования введен новый показатель - производство товаров народного потребления на рубль фонда заработной платы. Итоги первого полугодия 1983 г. свидетельствуют о том, что установленные задания выполнены всеми промышленными министерствами и республиками.

УЛУЧШЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПИТАНИЯ

Из пятилетки в пятилетку увеличивается в стране и производство сельскохозяйственной продукции. К примеру, в десятой пятилетке ее объем в полтора раза был больше, чем в седьмой (1961 - 1965 гг.), что позволило обеспечить общую калорийность питания советских людей на уровне экономически развитых стран и физиологической нормы.

Но вместе с тем рацион питания у нас остается пока несбалансированным в соответствии с научными нормами, и не удовлетворяется, в частности, полностью спрос на продукты животноводства. Поэтому Коммунистическая партия Советского Союза признала необходимым разработать и осуществить специальную Продовольственную программу. Ее цель - в возможно более сжатые сроки улучшить структуру питания населения и обеспечить полное удовлетворение его потребностей в соответствии с научными нормами, а также с учетом возросших денежных доходов.

Для этого в одиннадцатой пятилетке предусмотрено выделить на развитие сельского хозяйства 189,6 млрд. руб. капитальных вложений - примерно столько, сколько их было направлено на нужды села за весь период Советской власти до 1970 г. Но особенность нынешней пятилетки еще и в том, что намечено резко повысить отдачу этих средств: на каждый рубль прироста капитальных вложений получить прибавку сельскохозяйственной продукции на 4,4 руб. - в 3,5 раза большую, чем в предыдущем пятилетии. Соответственно планируется обеспечить и в 2 раза больший прирост продукции сельского хозяйства на душу населения. А по мясу и ряду других продуктов он будет еще более значительным.

РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Для того, чтобы все социальные слои и группы населения смогли приобрести необходимые им продукты питания и непродовольственные товары, оплатить услуги, Советское государство предусматривает и осуществляет в каждой пятилетке целую систему мер по совершенствованию оплаты труда (усилению ее стимулирующей роли в развитии производства) и росту доходов советских людей. Достаточно сказать, что в девятой пятилетке были повышены тарифные ставки и должностные оклады более чем 75 млн. рабочих и служащих производственных отраслей народного хозяйства. В десятой пятилетке прибавку заработной платы получили 31 млн. работников непроизводственной сферы. В целом на повышение тарифных ставок и должностных окладов государство выделило в 70-е годы 22,5 млрд. руб. - на 76 проц. больше, чем в 60-е годы.

В одиннадцатой пятилетке на проведение в централизованном порядке новых мер по росту заработной платы намечено затратить 10 млрд. руб., в результате чего она повысится еще у 70 млн. рабочих и служащих. При этом будет обеспечен в соответствии с законами экономического развития опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.

Кроме того, необходимо сказать, что по мере наращивания объема национального дохода государство концентрировало в своих руках и неуклонно увеличивало ту его часть, которая получила название общественных фондов потребления (ОФП). Использование их во многом способствует развитию каждого члена общества как творческой личности, ибо независимо от уровня дохода семьи всем у нас предоставляется возможность бесплатно получать образование, повышать квалификацию. Из ОФП выплачиваются стипендии, пособия, пенсии. Значительные средства идут на оплату ежегодных отпусков; предоставление трудящимся бесплатно или на льготных условиях путевок в санатории и дома отдыха; на содержание детей в дошкольных учреждениях; на бесплатное медицинское обслуживание и т. д.

Только за четыре последних пятилетки доля национального дохода, направляемая в плановом порядке на формирование ОФП. увеличилась с 18 до 26,6 проц., а к 1985 г. она достигнет 28 проц. Если в 1960 г. выплаты и льготы, полученные населением из ОФП, в расчете на душу населения составляли 127 руб., то в 1982 г. они уже равнялись 475 руб., а к концу одиннадцатой пятилетки запланированы в размере 521 руб.

Лишь в течение 1981 - 1985 гг. в результате дальнейшего улучшения пенсионного обеспечения и усиления государственной помощи семьям, имеющим детей, денежные доходы за счет ОФП возрастут у 50 млн. советских людей.

ЗАБОТА О ЧЕЛОВЕКЕ - ВО ВСЕМ

Нацеленность наших планов на комплексное решение социальных проблем выражается и в растущих затратах на охрану труда. Эти затраты увеличились с 8,2 млрд. руб. в девятой пятилетке до почти 11,2 млрд. руб. в десятой. В результате в течение 1976 - 1980 гг. улучшены условия труда у 20 млн. человек, в т. ч. у 7 млн. женщин. А в одиннадцатой пятилетке на охрану труда предусмотрена еще более значительная сумма - 13 млрд. руб.

Забота о советском человеке, улучшении условий его жизнедеятельности проявляется также в увеличении государственных капитальных вложений в мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Они выросли с 6,3 млрд. руб. в 1971 - 1975 гг. до 9,3 млрд. (почти в 1,5 раза) в 1976 - 1980 гг., а в 1981 - 1985 гг. запланированы в объеме 10,3 млрд. руб.

***

Все изложенное является наглядным подтверждением той непреложной истины, что начало и конечный пункт экономической политики партии - это конкретная забота о конкретном человеке, его нуждах и потребностях. Причем социальная программа у нас выполняется, несмотря на все сложности международной обстановки и связанной с этим необходимости поддерживать на должном уровне обороноспособность страны.

Н. ЛАГУТИН, кандидат экономических наук

Смотрите также: