ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Без ущерба для строек страны

   
   

Поскольку экспортный газопровод Уренгой- Помары - Ужгород введен в действие досрочно, не сказалось ли это на строительстве других газопроводов?

И. Порвишерст, Канев

Отвечает заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности А. П. ВЕСЕЛЬЕВ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, темпы сооружения экспортной трассы не имеют себе равных в практике отечественного и мирового трубопроводного строительства. Напомню, что линейные работы выполнены практически за год - почти втрое быстрее нормативных сроков. А самое сложное северное "плечо" газопровода длиной более тысячи километров проложено за один зимний сезон. Каждые сутки на трассе протяженностью 4451 км в период максимального разворота строительства выполнялись строительно-монтажные работы на сумму 15 - 20 млн. рублей.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что экспортная газовая магистраль при всей своей уникальности и масштабности является всего лишь одним из элементов утвержденной недавно Энергетической программы СССР.

У нас, как известно, благодаря самоотверженному труду советского народа создан мощный, высокоэффективный топливно-энергетический комплекс, который вступает в новый период своего развития. Постепенное истощение ряда энергетических ресурсов в европейской части страны, и прежде всего нефти и газа, требует возмещения выбывающих мощностей за счет освоения новых месторождений, расположенных в отдаленных, необжитых районах. Поэтому в Энергетической программе СССР особо выделены меры по дальнейшему увеличению добычи нефти и газа в Западной Сибири, обеспечению их транспортировки в европейскую часть и другие регионы страны, а также на экспорт.

В этом смысле газопровод Уренгой - Помары - Ужгород явился своеобразной академией трассового строительства. Именно здесь родились такие прогрессивные организационные, технические и технологические решения, которые позволили значительно ускорить сооружение трубопроводов и одновременно вести прокладку нескольких трансконтинентальных трасс из Западной Сибири, а также в запланированном темпе строить другие нефтяные и газовые магистрали.

В прошлом году, в частности, когда сооружение экспортного газопровода было в разгаре, Миннефтегазстрой ввел в эксплуатацию более 12,2 тыс. км магистральных трубопроводов. Нынче, когда до конца года остается больше двух месяцев, кроме магистрали Уренгой-Помары-Ужгород, протяженность которой, как я уже говорил, около 4,5 тыс. км, задействовано еще 5 тыс. км различных трубопроводов. К тому же, если в 1981 г. было введено газопроводов из труб диаметром 1420 мм около 2 тыс. км, то на следующий год - 4,8 тыс., а за 9 месяцев 1983 г. - около 5,5 тыс. км.

Таким образом, досрочный ввод в действие экспортного газопровода не только не нарушил ритма строительства и сдачи в эксплуатацию запланированных магистралей, но, наоборот, приобретенный там опыт организации строительно-монтажных работ и творческого содружества предприятий различных отраслей народного хозяйства явился побудительным импульсом к пересмотру в сторону ужесточения сроков сооружения других трубопроводов. Уренгой-Центр-1 - пятый по счету в текущей пятилетке трансконтинентальный газопровод из Западной Сибири - строится, например, более высокими темпами, чем экспортная магистраль. Если за девять сравнимых месяцев 1982 г. на трассе Уренгой - Помары - Ужгород среднемесячный темп укладки составил 64 км, то на новой магистрали - уже 94 километра.

Вывод из всего вышесказанного однозначный: темпы трубопроводного строительства в нашей стране неизменно возрастают. И этому не могут помешать ни рейгановские "санкции", ни любые другие козни.

Смотрите также: