СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ. СТРОИТЬ БУДУЩЕЕ СВОИМИ РУКАМИ

   
   

Ю. ОВСЯННИКОВ, доктор философских наук, профессор

ВКЛЮЧАЯСЬ в общественно-политическую деятельность, каждое новое молодое поколение советских людей осваивает накопленный социальный опыт старших и вносит свой вклад в совершенствование социалистической демократии. Участие молодых людей в общественной работе - организаторской, агитационно-пропагандистской и т. д. - не только служит школой жизни, дающей практические знания, но и стимулирует интерес к политике, вызывает потребность в политическом образовании, в овладении знаниями.

Общественно-политическая деятельность молодых людей - это и своеобразное горнило, в котором их знания в области революционной теории, политики партии переплавляются в политическую сознательность, в твердые убеждения. Эта деятельность является вместе с тем, говоря ленинскими словами, "деловым критерием", "проверочным средством" уровня сознательности, поскольку "о человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает...".

ДЕЛА СТРАНЫ - ДЕЛА МОЛОДЫХ

Растущая социальная активность молодежи проявляется в многообразных формах и на всех уровнях - от управления страной до решения дел своего коллектива. Реализуя конституционные права, она принимает участие в государственном строительстве - формировании органов государственной власти, работе Советов народных депутатов, обсуждении проектов государственных документов и т. д. Например, в составе избирательных комиссий, которые обеспечивали подготовку и проведение последних выборов в Верховный Совет СССР, было 34 проц. комсомольцев и молодежи. Каждый пятый депутат Верховного Совета СССР и одна треть депутатов местных Советов - в возрасте до 30 лет. Велика доля молодых людей и в общественном активе Советов, насчитывающем более 30 млн. граждан.

Миллионы молодых тружеников приобщаются к управлению делами коллективов, участвуя в работе постоянно действующих производственных совещаний, групп и постов народного контроля, бюро экономического анализа, советов новаторов и т. д. Только в руководящих органах профсоюзных и других общественных организаций занято свыше 2 млн. комсомольцев.

Наиболее же распространенные виды общественно-политической деятельности юношей и девушек имеют, разумеется, ярко выраженную комсомольско-молодежную специфику, отражающую функции ВЛКСМ, задачи советской молодежи.

9,5 млн. членов ВЛКСМ находятся на выборной комсомольской работе, около 5 млн. молодых людей - в отрядах и штабах "Комсомольского прожектора", 420 тыс. человек - в лекторских группах комитетов комсомола. Не продолжая этот перечень, отметим, что большинство комсомольцев и молодежи выполняет постоянные или временные общественные поручения.

Все это, кстати сказать, не имеет ничего общего с утверждениями западной пропаганды о том, что будто бы советская молодежь социально и политически инертна.

ВЫПОЛНЯЯ НАКАЗ ПАРТИИ

Масштабность, сложность и динамизм процессов совершенствования развитого социализма, обострение противоборства двух мировых систем предъявляют новые, повышенные требования к идейно-политической подготовке и общественной деятельности советских людей. Как указано в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, партийным организациям, Советам народных депутатов, профсоюзам и комсомолу следует "сочетать политическое просвещение масс с их активным вовлечением в управление делами общества и государства, в организацию контроля".

Выполняя эту установку, комсомольские организации развертывают работу по двум взаимосвязанным, "встречным" направлениям.

С одной стороны, совершенствуется, насыщается практическими заданиями политическое просвещение комсомольцев и молодежи. Так, неотъемлемой частью системы комсомольской политической учебы, в которой занимается более 10 млн. молодых тружеников, становится общественно-политическая практика (ОПП).

С другой стороны, расширяется и улучшается система общественных поручений, в нее включаются различные формы вооружения комсомольцев и молодежи знаниями, необходимыми для общественно-политической деятельности. Во многих комсомольских организациях значительно улучшилась постановка политико-информационной работы "благодаря созданию школ политинформаторов, слушатели которых учатся правильно отбирать и комментировать материал, овладевают навыками ведения политической беседы, на практических занятиях обмениваются опытом. Большую помощь молодым людям, выполняющим общественные обязанности, оказывают факультеты общественных профессий, школы "прожектористов", школы лекторов и т. д.

ЧЕСТЬ И ДОЛГ

Широкое участие молодых людей в общественной работе не может заслонить того факта, что часть юношей и девушек проявляет социальную пассивность: 8,1 проц. опрошенных заявили, что практически не занимаются общественной работой, а 5,8 проц. не ответили на вопрос. Характерно, что многие молодые люди выражают готовность выполнять общественные поручения, если их им дадут.

У занимающихся общественной работой, по самооценке опрошенных, преобладает добросовестное отношение к порученным обязанностям, но часть из них признала, что не проявляет творческой активности и инициативы, а 1,1 проц. ответили, что не выполняют общественных поручений.

В большинстве ответов на вопрос: "Что побуждает вас участвовать в общественной работе?" - нашли отражение высоконравственные мотивы (общественная работа дает возможность принести пользу коллективу, лучше узнать жизнь коллектива и т. д.), но 4,6 проц. ответивших на вопрос объяснили свое участие в этой работе надеждой на то, что она поможет продвижению по службе.

Возрастающие требования к социальной активности молодого поколения, необходимость устранения таких недостатков, как пассивность части молодежи в общественной жизни, безынициативное, равнодушное, а порой даже безответственное, отношение некоторых юношей и девушек к общественным, обязанностям выдвигают перед комсомольскими организациями задачу дальнейшего улучшения работы по активизации, молодых людей в обсуждений и практическом решении социально значимых вопросов. В настоящее время важно, с одной стороны, изжить элементы формализма, встречающиеся в этой работе (в частности, трудно ожидать от молодого, человека высокой самоотдачи, если он по своей подготовке просто не в состоянии справиться с общественным поручением или видит, что оно носит формальный характер), а с другой, искать новые эффективные формы и средства повышения общественно-политической активности молодых людей и культуры выполнения общественных обязанностей.

Всемерное использование и распространение передового опыта развития гражданской активности молодых людей, настойчивое преодоление недостатков в воспитательном процессе - необходимые условия реализации решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.

Смотрите также: