НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. Государственный план. Предусмотреть основное

   
   

Наши читатели - агитатор из Кемерова А. Родинских, пропагандист из Иванова Н. Зуев и другие - спрашивают о том, как осуществляется советское планирование. Не ведет ли оно в конечном итоге к жесткой регламентации? Да и можно ли планировать все? Ведь жизнь, пишут нам товарищи, так многообразна.

По просьбе нашего корреспондента А. Шонина на эти вопросы отвечает старший научный сотрудник НИЭИ при Госплане СССР Л. ПЕКАРСКИЙ.

ОБЩЕСТВЕННАЯ собственность на средства производства, на землю, на ее недра создает возможности для планирования в общенациональном масштабе. Однако наши центральные планирующие органы все - до мелочей - предусмотреть не могут и не ставят перед собой такой задачи. И вот почему.

Народное хозяйство СССР - это сложный, многоотраслевой, постоянно развивающийся механизм. В него входит более 45 тыс. числящихся на самостоятельном балансе производственных и научно-производственных объединений, комбинатов, предприятий, более 47 тыс. колхозов и совхозов, многие тысячи подрядных строительных организаций. Вся эта огромная армия производителей выпускает около 20 млн. видов и типоразмеров продукции. Спрашивается: может ли Госплан СССР произвести расчет потребностей и затрат на производство каждого из них?

Разумеется, нет. Да и нецелесообразно это. Ведь государственный план экономического и социального развития СССР определяет основные пропорции и соотношения в экономике и социальном прогрессе страны. А отраслевые и региональные планы конкретизируют эти пропорции применительно к особенностям развития той или иной отрасли, к местным условиям. Планы же предприятий, организаций представляют собой уже детальные программы деятельности. Вот они-то, в соответствии с договорными обязательствами, и предусматривают все "мелочи".

Основным инструментом планирования в общегосударственном масштабе является система плановых балансов. Они позволяют соотносить потребности общества, государства, с одной стороны, с наиболее эффективными способами и средствами их удовлетворения - с другой. Иными словами, система плановых балансов призвана увязывать потребности и ресурсы, натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Сбалансированность планов позволяет предотвращать диспропорции, то есть нехватку или перепроизводство определенных видов продукции, сырья, топливно-энергетических материалов и так далее.

Балансовые расчеты осуществляются через систему нормативов, которые регламентируют использование основных производственных фондов, трудозатраты, расход сырья, материалов, топлива, энергии, а также предусматривают определенные показатели качества продукции, нормы запасов и резервов и др. Это, можно сказать, тот фундамент, на котором строится государственный план. Но, прежде чем стать основой плана, система нормативов тщательно подготавливается, с тем чтобы максимально отразить возможности научно-технического прогресса и повышения эффективности производства.

Система балансов строится условно в виде пирамиды, связывающей расчеты в пределах каждого уровня планирования (народнохозяйственного, отраслевого, регионального), а также между ними.

Госплан СССР, например, разрабатывает материальные балансы (производство стали, угля, нефти, зерна и т. д.) по 450 - 500 укрупненным видам продукции. (Часть балансов, имеющих особо важное значение, утверждается Советом Министров СССР.) Далее идет Госснаб СССР. Он составляет балансы по 20 тыс. наименований продукции. Затем - союзные министерства, отвечающие за разработку балансов примерно 40 тыс. изделий, и так далее.

Советское планирование представляет собой стройную, отработанную во всех звеньях и на всех уровнях систему, которая непрерывно совершенствуется. Важную роль здесь сыграло, в частности, известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы". В соответствии с его указаниями Академия наук СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике и Госстрой СССР разрабатывают долгосрочную комплексную программу научно-технического прогресса страны. Она рассчитана на 20 лет с разбивкой по пятилеткам, причем через каждые пять лет в нее вносятся необходимые уточнения.

В свою очередь предусмотрено, что Госплан СССР, исходя из этой долгосрочной программы, совместно с министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик представляет проект основных направлений экономического и социального развития страны на десятилетний период, на первую пятилетку - по годам, а на вторую - по важнейшим показателям последнего года.

После утверждения проекта Советом Министров СССР Госплан разрабатывает контрольные цифры по основным показателям и экономическим нормативам на предстоящее пятилетие с распределением по годам и доводит их до министерств и ведомств. Те знакомят с ними находящиеся в подчинении объединения, предприятия, организации, которые на основании этих цифр составляют проекты своих пятилетних планов (с распределением заданий по годам). При этом совместно со сбытовыми организациями они проводят предварительную работу, определяя с потребителями и поставщиками ассортимент продукции для заключения договоров.

После обсуждения на предприятиях контрольные цифры возвращаются снова в Советы Министров союзных республик, в министерства СССР, которые, учитывая дополнения и уточнения, готовят проект пятилетнего плана по отраслям и республикам. И только тогда Госплан СССР, с учетом всех поправок и изменений, разрабатывает сбалансированный по всем показателям проект государственного плана экономического и социального развития страны. Рассмотренный и утвержденный Верховным Советом СССР, он приобретает силу закона.

Таким образом, в составлении государственного плана на пятилетку участвуют все звенья государственного аппарата, все "этажи" хозяйственного механизма, представители всех слоев общества - от рабочего и колхозника до академика и министра.

Конечно, неверно было бы утверждать, что все проблемы, связанные с планированием, у нас уже решены. Наша партия и правительство, плановые органы делают все для того, чтобы совершенствовать механизм планирования, экономического стимулирования, хозрасчета. На основе решений ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС осуществляются комплексные меры по совершенствованию управления отраслями экономики. Невыполнение отдельных показателей плана может проявляться как в силу объективных причин, таких, например, как неурожай в сельском хозяйстве, вызванный неблагоприятными погодными условиями, так и в силу субъективных факторов, например, слабой организации производства и труда на отдельных предприятиях и т. д. Поэтому важно всесторонне укреплять дисциплину планового хозяйства.

Наше централизованное планирование не собирается регламентировать экономическую и социальную жизнь в мельчайших деталях. Это не только не нужно, но даже было бы и вредно, сковывало бы инициативу предприятий; самих трудящихся. Благодаря рациональной, научно и практически обоснованной системе планирования социалистическое общество избавлено от кризисов, безработицы, инфляции, от которых страдает экономика Запада. Оно уверенно наращивает экономический потенциал в интересах всего народа.

Смотрите также: