Некоторые наши читатели выступают против создания совместных предприятий (СП), считая, что происходит "распродажа государства" иностранным фирмам. Обогащается-де только руководство СП, а на благосостоянии народа их существование никак не сказывается. Так ли это?
На этот и другие вопросы из почты "АиФ" отвечает заместитель председателя Государственной внешнеэкономической комиссии (ГВК) при Совете Министров СССР И. Д. ИВАНОВ.
- НЕЛЬЗЯ рассматривать процесс создания СП как "распродажу государства". Наоборот, это одна из форм привлечения зарубежных средств и ресурсов для нужд нашего экономического и социального развития. С иностранным капиталом в страну поступают передовая технология и управленческий опыт, дополнительные капиталовложения, сумма которых уже сегодня приближается к 1 млрд. руб. Эти средства используются для освоения новых производств с целью насыщения внутреннего рынка, а также развития экспорта. При этом вклад в такие предприятия наших ресурсов остается в собственности советских партнеров, а сами предприятия действуют в рамках советского законодательства.
- Есть ли, по вашему мнению, сферы, где деятельность совместных предприятий должна быть ограничена или запрещена? И где она может быть наиболее эффективна?
- Сферу деятельности для СП обычно выбирают советский партнер и его вышестоящая организация. Вместе с тем хотелось бы видеть большее количество СП в сфере промышленности, особенно работающих на потребительский рынок. В то же время нам вряд ли нужны торгово-посреднические СП, деятельность которых не даст стране ни новой технологии, ни прироста производства.
- В последнее время число СП в нашей стране резко увеличилось. Тем не менее реально действует лишь небольшая часть из них. Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы совместные предприятия наконец заработали в полную силу?
- Сейчас в Советском Союзе работает примерно 1/3 зарегистрированных СП. Однако, если исключить сферу услуг, в промышленности их число составит лишь около 30. Здесь надо учитывать, что им необходимо время на монтаж и модернизацию оборудования, налаживание производства и контактов с поставщиками. Поэтому основная масса промышленных СП, как ожидается, войдет в строй в 1990 - 1991 гг. Тогда же их деятельность станет ощутимой и на внутреннем рынке СССР, в том числе на потребительском.
- В течение трех лет законодательство, регулирующее деятельность совместных предприятий в нашей стране, изменялось несколько раз. Дало ли это какие-нибудь практические результаты?
- Прежде всего напомню, что исходное законодательство в отношении СП у нас менялось дважды. Был упрощен, в частности, процесс их создания, расширена внутренняя хозяйственная автономия, предоставлены дополнительные налоговые и акционерные льготы. Зарубежные предприниматели расценили это как улучшение инвестиционного климата в СССР. Темпы создания СП увеличились, средняя доля иностранного капитала в них возросла с 1/3 в 1987 - 1988 гг. до 2/5 в 1989 г. Советские предприятия в новых условиях стали получать через СП более передовую технологию, более широкий выбор заинтересованных партнеров.
- Как будет решаться проблема управленческих кадров на совместных предприятиях?
- Управленческие кадры для СП сейчас готовятся в двух советских школах бизнеса, открытых при Академии народного хозяйства СССР и Всесоюзной академии внешней торговли. Там они получают систематизированные знания при довольно высоком уровне преподавания. К сожалению, у нас расплодилось и немало доморощенных "школ бизнеса", спекулирующих на нехватке таких кадров, с которыми я не рекомендовал бы связываться ни советским, ни иностранным предприятиям. Кадры у нас готовятся также путем загранстажировки советских специалистов на предприятиях партнеров по СП.
- Осуществляет ли кто-нибудь контроль за деятельностью СП, чтобы предотвратить возможное нарушение законов конкуренции, дискредитацию нашей страны, как это, например, имело место, когда совместное предприятие выставило ФРГ счет за перевозку грузов жертвам землетрясения в Армении?
- Что касается финансового контроля над деятельностью СП, то он осуществляется Министерством финансов СССР. Я согласен, что в СП есть, как и в кооперативах, своя дискредитирующая "цена". Для ее ликвидации приняты правила приостановления деятельности недобросовестно оперирующих СП и разрабатываются общие правила конкуренции на рынке СССР.
- В последнее время много говорят о свободных экономических зонах в СССР. Где и когда они будут созданы?
- Уже принято решение о создании свободных экономических зон под Выборгом (научно- промышленная зона) и в районе Находки (зона глубокой переработки сырья). Активно разрабатывается также проект туристическо-промышленной зоны в Новгороде. Аналогичный проект существует и для Сочи.
- А каким будет правовой и таможенный статус свободных зон? Кем и как будет регулироваться их деятельность?
- Соответствующего законодательства по этому вопросу пока еще не выработано, но в порядке эксперимента эти зоны создаются как автономные хозрасчетные единицы, имеющие самостоятельный бюджет и платежный баланс. Ими управляет администрация, подчиненная местным органам власти и представляющая зону в ее взаимоотношениях с центром и регионами, где она расположена.
В отличие от мировой практики, где свободные зоны являются, как правило, экспортно ориентированными, в советском варианте они будут работать прежде всего на внутренний рынок страны. В них создаются особо благоприятные условия деятельности не только для иностранных, но и для советских предприятий. Движение товаров и услуг между зонами и внешним рынком будет освобождено от таможенных пошлин и нетарифных ограничений, в том числе лицензирования.
- СССР сейчас активно ведет переговоры с "Общим рынком". Что можно ожидать от этих контактов?
Прямые контакты между ЕЭС и Советским Союзом были установлены сравнительно недавно. Первые неофициальные консультации между СССР и европейскими сообществами состоялись в марте 1988 г., а 19 июля с. г. состоялся первый официальный раунд переговоров. Ожидается заключение широкомасштабного соглашения о торговле и сотрудничестве, создающего прочную правовую базу в условиях как перехода ЕЭС в свое новое качество после создания единого европейского рынка в 1992 г., так и перестройки в СССР.
Можно ожидать, что соглашение затронет такие сферы, как торговля, промышленное сотрудничество, инвестиции, наука и техника, валюта и кредиты, а также режим взаимодействия в энергетике, транспорте, экологии, рыболовстве, туризме.
- Иван Дмитриевич, ГВК образована сравнительно недавно. Какова ее роль в осуществлении нашей внешнеэкономической политики?
- ГВК является постоянным органом Совета Министров СССР и призвана направлять и координировать внешнеэкономическую деятельность в стране. В ее функции входят определение стратегии внешнеэкономических связей, участие в их планировании, контроль за выполнением этих планов, разработка долгосрочных экономических нормативов и проектов законодательных и инструктивных документов по внешнеэкономической деятельности, решение межведомственных задач.
За время работы ГВК был в основном создан новый хозяйственный механизм, превращающий советскую промышленность в непосредственного участника внешнеэкономических связей. Но радикального изменения в сторону их эффективности достичь пока еще не удалось. Причина прежде всего в том, что такие связи не могут быть эффективнее и здоровее, чем сама советская экономика, на которую они опираются.
Беседу вел С. ЮРЬЕВ