Примерное время чтения: 5 минут
191

ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. "Санкции" США: пропагандистское прикрытие и реальный эффект

Дискриминационная политика США в отношении торговли с нашей страной сопровождается пропагандистской шумихой западных средств массовой информации. Они трубят о "невыгодности сотрудничества с СССР", о нашей "некредитоспособности" и т. д. и г. п. Какова цена этим утверждениям?

А. Лункин, Астрахань

К КОНЦУ 1970-х ГОДОВ наметилась тенденция к сокращению сотрудничества Восток - Запад во внешнеторговой и валютно- кредитной сферах. Появление данной тенденции было обусловлено обострением международной обстановки, курсом на гонку вооружений, взятым правящими кругами капиталистических государств.

В экономической области этот процесс получил отражение в виде всякого рода экономических "санкций".

Администрация Соединенных Штатов подвергает грубому давлению западноевропейские и другие государства с целью заставить их последовать примеру США и присоединиться к "санкциям". Выдвигаются требования ужесточения условий предоставления кредитов СССР - сократить сроки, увеличить стоимость, сократить или совсем закрыть лимиты для кредитования. Некоторые государства уступают американскому нажиму. По сообщению газеты "Матэн", например, французская сторона под нажимом Вашингтона в 1982 г. увеличила процентные ставки по кредитам, предоставляемым Советскому Союзу для закупки товаров во Франции, с 7,8 проц. до 12,6 проц.

Целью введения "санкций" и различных ограничений объявляется ни много ни мало, как "изменение общественного строя в СССР".

Проанализируем "аргументы", которые приводит в оправдание такой политики буржуазная пропаганда.

"Аргумент" N 1. Торговые н валютно-кредитные отношения Восток - Запад выгодны только СССР. Запад, торгуя с социалистическими странами, ничего не получает взамен.

Утверждая это, можно рассчитывать только на неосведомленных. Ясно, что международная торговля немыслима без кредита. Финансирование поставок товаров в любую страну, в том числе и в СССР, представляет собой общепринятую в мировой торговле практику. В настоящее время удельный вес кредита при поставках машин и оборудования составляет во всем мире от 80 до 100 проц.

Динамичное развитие взаимной торговли объективно предполагает наличие адекватного кредитного обслуживания. При этом выгоду получают оба партнера - и экспортер, быстрее реализующий свой товар и получающий дополнительные суммы в виде процентов за предоставленный покупателю кредит, и импортер, имеющий возможность в результате использования такого кредита скорее завершить сооружение объекта и начать получать прибыль от реализуемой продукции.

Необходимо отметить, что тезис об односторонней выгоде СССР от внешнеторгового и валютно-кредитного сотрудничества Восток-Запад опровергается самими представителями капиталистического бизнеса. Председатель правления "Дойче Банк" Ф. -В. Христианс говорит в этой связи: "Задача банков заключается именно в том, чтобы, используя имеющиеся у них кредитно-финансовые механизмы, финансировать экспорт продукции промышленности своей страны. Тем самым банки способствуют развитию национальных производственных мощностей".

"Аргумент" N 2. Советский Союз некредитоспособен.

Этот тезис является лживым и не имеющим под собой никакой базы. За всю историю существования СССР не было ни одного случая отказа в платежах по импорту, в погашение кредитов и т. д.

Валютно-финансовое положение Советского Союза является прочным. Это выражается в том, что отношение внешней задолженности страны к ее валовому национальному продукту ничтожно мало. Этот показатель составляет величину намного меньшую, чем у большинства капиталистических стран.

Обладая огромным промышленным потенциалом и природными ресурсами, СССР имеет большие возможности в короткие сроки получить крупные суммы валютных поступлений. По западным оценкам, в результате экспорта газа по строящемуся газопроводу Сибирь - Западная Европа СССР сможет начиная с 1985 г. получать значительные валютные средства.

Следует также учитывать планомерный характер внешней торговли Советского Союза, что обеспечивает высокую степень гарантированности при удовлетворении требований кредиторов к СССР.

"Аргумент" N 3. В случае сооружения газопровода из СССР страны Западной Европы попадут в "полную" зависимость от Советского Союза.

Анализ показывает, что этот аргумент также некорректен. Согласно проведенным западногерманскими исследователями подсчетам, например, доля советского газа в общем потреблении энергоносителей в ФРГ возрастет с 3,0 до 5,5 проц. К примеру, доля поставок нефти из Саудовской Аравии составляет 12,0 проц.

"Аргумент" N 4. Даже если будет введено полное эмбарго на торговлю с СССР, потери капиталистических фирм будут невелики.

По мнению западных исследователей, решение американских властей о расширении дискриминационных мер в отношении СССР, нацеленных на срыв строительства газопровода Сибирь - Западная Европа, обойдется американскому бизнесу потерей примерно 600 млн. долл., а с учетом потерь филиалов и дочерних компаний американских фирм - до 1,6 млрд. долл. Несут потери и другие капиталистические страны. По подсчетам западных специалистов, убытки, например, японских фирм и банков в результате поддержки Японией политики эмбарго уже составили около 4 млрд. долл.

Неудивительно, что подобный курс оказывается неприемлемым для многих союзников Соединенных Штатов. В частности, Европейский парламент (собрание парламентских делегаций западноевропейских капиталистических стран) заявил: "Экономические санкции оказались совершенно неудовлетворительными как средство достижения внешнеполитических целей. История экономических санкций - история провалов".

* * *

Их признания

Министр внешних сношений Франции КЛОД ШЕЙСОН:

"Лично я всегда был против экономических санкций, поскольку история доказала их неэффективность. Никогда еще до сих пор экономические санкции не представляли собой ничего иного, кроме декларативных мер для успокоения совести".

Заместитель лидера демократического большинства в палате представителей американского конгресса ТОМАС С. ФОЛИ:

"Мы убеждены, что никакие "санкции" и эмбарго не в состоянии привести к изменению политики СССР".

А. ЗВЕРЕВ, кандидат экономических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно