КТО ПОЛУЧАЕТ "ПОМОЩЬ" ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Предоставляя развивающимся странам финансово-экономическую помощь в виде субсидий или государственных кредитов на льготных условиях, империалистические круги стремятся сохранить частнокапиталистическое хозяйство - "свободную игру рыночных сил" и частное предпринимательство как основу развития их экономики, привязать эти государства к мировой капиталистической системе, удержать их в орбите своего военно-политического влияния. Львиная доля государственной помощи направляется в страны, согласившиеся стать "витриной капиталистического развития". Так, Египет, активно проводивший политику "открытых дверей" для иностранного частного капитала, только за 1980 - 1982 гг. получил 4,6 млрд. долл., т. е. около 15% льготных средств, предоставленных за тот же период всем странам Африки.
С КЛАССОВЫХ ПОЗИЦИЙ
К вопросам государственной "помощи развитию" ведущие капиталистические державы подходят с четких классовых позиций. В число развивающихся стран включен, например, Израиль - стратегический союзник США на Ближнем Востоке. Только в 1980 - 1982 гг. агрессор получил 3,3 млрд. долл. - около 25% льготных средств, выделенных за три года всему региону. Сотни миллионов долларов в год одной лишь государственной "помощи" от империалистических государств (1982 г. - 438 млн. долл.) получают военно- диктаторские режимы Сальвадора, Гондураса и Гватемалы, использующие их на войну против собственных народов, на подготовку агрессии против революционной Никарагуа.
С падением на Ямайке, островном государстве в Карибском море, правительства М. Мэнли, проводившего курс на социально-экономические преобразования и заявлявшего о намерениях вести страну по пути социалистической ориентации, и приходом к власти ставленника торгово-промышленных кругов Э. Сиаги "помощь развитию" этой страны была увеличена более чем в полтора раза: со 116 млн. долл. в 1980 г. до 180 млн. долл. в 1982 г. Неудивительно, что Ямайка вошла в число тех карибских государств, которые активно поддержали вторжение армии США на Гренаду и обеспечили себе солидную сумму в рамках так называемой "карибской инициативы" администрации Рейгана (о том, что скрывается за "карибской инициативой" США, "АиФ" писал в N 33 за 1984 г. - Ред.). "Помощь", предоставляемая империалистическими державами странам Африки, Азии и Латинской Америки, направлена и на укрепление местной буржуазии и консервативных проимпериалистических режимов.
В качестве основного источника финансирования экономического развития освободившихся государств Запад усиленно навязывает частный капитал. Жесткие требования ориентироваться на частные инвестиции предъявили развивающемуся миру и собравшиеся в Лондоне (июнь 1984 г.) руководители семи крупнейших капиталистических держав - США, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Италии и Канады.
Ресурсы, выделяемые странами капитализма "на нужды развития" по государственной линии, призваны закрепить эксплуататорскую сущность системы неравноправных отношений между империалистическими державами и бывшими колониями и полуколониями. По опубликованным данным, в 70-е годы только транснациональные корпорации выкачивали из развивающихся стран в виде прибылей около 9 млрд. долл. в год - почти вдвое больше поступавших в эти страны ежегодных иностранных капиталовложений. В 1983 г. выплата одних лишь процентов по внешнему долгу Западу лишила освободившиеся государства 46 млрд. долл.
РЫЧАГИ ДАВЛЕНИЯ
Какие рычаги использует международный монополистический капитал для достижения своих целей?
Империалистические державы, прежде всего США, главенствуют в ГАТТ, МВФ, МБРР и других международных организациях, имеющих большое значение для хозяйственного развития освободившихся стран. Например, принятый в МВФ принцип распределения голосов среди членов Фонда по внесенному капиталу не только обеспечивает крупным капиталистическим державам подавляющее преимущество при принятии решений, но фактически предоставляет США право вето: у них 19% голосов, а для принятия важных решений требуется 85% голосов всех участвующих в голосовании стран.
Одним из мощных средств империалистического давления стал сейчас колоссальный внешний долг развивающихся стран, составлявший на начало 1985 г. 1 трлн. долл. Его тяжкое бремя ощущает весь развивающийся мир. По оценке западных экономистов, только в 1980 г. свыше 80% полученных молодыми государствами иностранных частных и государственных займов и "помощи" ушло на покрытие дефицита их платежных балансов. Крайняя нужда в финансовых средствах при невозможности мобилизовать внутренние ресурсы заставляет развивающиеся страны принимать самые невыгодные условия, чем и пользуется монополистический капитал. По настоянию США лондонское совещание "семерки" обусловило урегулирование проблемы долгов развивающихся стран проведением переговоров с каждым государством-должником в отдельности. "Разделяй и властвуй!"- старый принцип колонизаторов.
НА ОСНОВЕ РАВНОПРАВИЯ
На иной основе строят свои отношения с развивающимися государствами страны социалистического содружества: это равноправие и взаимная выгода, уважение суверенитета, территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела. Плановый характер социалистического народного хозяйства способствует динамичному развитию торговли, экономического и технического сотрудничества двух групп государств - среднегодовой прирост торгового оборота между ними за 1971 - 1982 гг. превысил 21%. Страны СЭВ проводят последовательный курс на создание в молодых государствах основ современной экономики, собственного научно-технического потенциала, содействуют расширению и укреплению государственного сектора, сооружению территориально-производственных комплексов, позволяющих им приступить к модернизации всей экономики.
Помощь, которую предоставляет СССР развивающимся странам на льготных условиях, почти полностью направляется в государственный сектор. Построенные на эти средства предприятия остаются в собственности развивающихся стран, а плата производится выпущенной ими готовой продукцией.
При участии стран СЭВ в освободившихся государствах сооружено более 6 тыс. объектов, подготовлено свыше 1 млн. специалистов, в вузах и средних учебных заведениях социалистических стран обучается сейчас около 100 тыс. студентов из Азии, Африки и Латинской Америки.