О происходящих в экономике социалистических стран процессах буржуазная пропаганда пишет применяя тактику "дифференцированного подхода". Суть ее в том, чтобы противопоставить, скажем, "советскую модель" хозяйственного механизма венгерской или польской и доказать их несовместимость.
Ощутимый удар по этим "теориям" нанесли Экономическое совещание стран - членов СЭВ, состоявшееся летом 1984 г., 40-е заседание сессии СЭВ на уровне глав правительств, недавно проходившее в Варшаве.
Об усилении обмена опытом в планировании и управлении народным хозяйством стран - членов СЭВ рассказывается в статье заместителя начальника отдела Госплана СССР доктора экономических наук, профессора В. И. СЕНЧАГОВА.
Длительное время единственным практическим образцом для стран СЭВ являлась система планирования и управления в СССР. На опыт нашей страны социалистические страны ориентируются и сегодня, но в настоящее время ускорился и встречный процесс. Братские страны накопили значительный и во многом своеобразный опыт хозяйствования.
Так же, как и в Советском Союзе, в большинстве европейских социалистических стран хозяйственные механизмы прошли в своем развитии ряд этапов. В 60-х годах особый упор делался на улучшение системы планирования и экономического стимулирования. Во второй половине 70-х годов возникла потребность в более комплексном совершенствовании всех элементов хозяйственного механизма.
РЫЧАГИ УСКОРЕНИЯ
Особенностью современного этапа является стремление расширить участие трудящихся в управлении производством и социальным развитием, вплоть до создания на предприятиях специальных органов самоуправления.
Причем идея самоуправления не самоцель, а средство мобилизации творческой инициативы трудящихся на решение социально-экономических задач, связанных со всей системой социалистических производственных отношений. В противном случае, как об этом свидетельствует опыт Польши, идея самоуправления подхватывается враждебными социализму силами и используется в демагогических целях. Выдвигаются, в частности, нереальные требования роста заработной платы без увязки с ростом производства и производительности труда.
С учетом накопленного в братских странах опыта в СССР ведется поиск более гибкой и оперативной системы материально-технического снабжения, развития оптовой торговли средствами производства. Наши специалисты используют ряд конкретных, доказавших свою результативность, элементов хозяйственного механизма Болгарии и Венгрии в создании мелких предприятий для производства товаров народного потребления и услуг. Пристально изучается опыт Венгрии по ведению сельского хозяйства, взаимодействию государственного и кооперативного производства с личным приусадебным хозяйством.
Используется и опыт ГДР по усилению планового воздействие на экономию материальных затрат и внедрению принципиально новой техники, в том числе путем введения специальных отчислений в государственный бюджет (определенный процент от фонда заработной платы). Изучается опыт Польши по созданию централизованного фонда экономии топливно-энергетических ресурсов, Румынии - по организации труда, Чехословакии - по планированию и финансированию социального обеспечения населения.
В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Сближение экономик стран - членов СЭВ происходит прежде всего в тех областях, которые имеют важное значение для взаимного развития.
В одном направлении идет и совершенствование хозяйственных механизмов братских стран. Это свидетельствует о том, что процесс совершенствования не изолированное национальное явление, как о нем говорят буржуазные идеологи, а творческий, характерный для социалистических экономии процесс, который помогает избежать ошибок, лучше использовать материальные и духовные возможности.
В большинстве социалистических стран идет поиск путей повышения эффективности централизованного планирования. Для этого усиливается долгосрочная ориентация народнохозяйственных планов, вводится новая стадия - разработка концепций социально экономического развития, используются вариантные расчеты, позволяющие лучше увязать планирование с экономической политикой государства, с возможностями научно-технического прогресса.
Важнейшим критерием эффективности централизованного планирования является обеспечение пропорциональности между отраслями народного хозяйства и сбалансированности, увязка интересов государства с интересами предприятий. Решая эту задачу, венгерские предприятия самостоятельно планируют номенклатуру (на основе договоров), устанавливают цены (примерно на 80% продукции промышленности) в определенных пределах, пропорции собственных средств на оплату труда и капитальные вложения.
Связь централизованного плана с заданиями для отдельных предприятий осуществляется здесь за счет того, что в государственный план введен специальный раздел, в котором предусматривается система экономических регуляторов: цена, процент за кредит, платежи в бюджет, валютный курс, дотации из госбюджета и др.
В базовых отраслях экономики Венгрии деятельность предприятий регулируется системой директивных показателей. И хотя формально плановые показатели не утверждаются, порядок их согласования ориентирует на решение задач развития национальной экономики, эффективное использование производственных ресурсов, повышение конкурентоспособности и рентабельности.
Общим для социалистических стран является поиск эффективных экономических рычагов. Отправная точка такова: предприятия должны сами зарабатывать средства, необходимые для расширенного воспроизводства и оплаты труда. С этой целью ограничиваются дотации и бюджетные ассигнования, но расширяется кредитование капвложений, затрат на развитие науки и техники, усиливается государственный контроль за работой убыточных предприятий.
В экономике социалистических стран много делается для укрепления хозрасчета, совершенствования механизма стимулирования экономии материальных и трудовых ресурсов. В Болгарии, например, фонд заработной платы, и прежде всего управленческого персонала, увязывается с конечными экономическими результатами и формируется как остаток после вычета из полу, ценных доходов материальных затрат, налогов в бюджет, процентов банку, обязательных отчислений в фонд развития хозяйственной организации. Рост заработной платы непосредственно зависит от прироста валового дохода в отчетном периоде по сравнению с базисным. За каждый процент прироста валового дохода фонд заработной платы увеличивается на 0,3%. Кроме того, на увеличение фонда заработной платы может быть направлено до 20% от экономии прямых материальных затрат.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОИСКА
Социализм, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, неизбежно приходит на смену капитализму именно в силу превосходства в уровне организации общественного производства.
Экономика социалистических стран опирается на крупное производство. Так, например, в ГДР завершился продолжавшийся почти 20 лет процесс создания комбинатов, из которых 153 - центрального подчинения, а 126 - окружного. Они включают в свой состав различные научно-технические подразделения, сбытовые, снабженческие и внешнеторговые организации. Преимущества этой формы организации и управления - в специализации производства, при которой ликвидируется ряд промежуточных управленческих звеньев.
Для стран - членов СЭВ характерно и сочетание крупного социалистического производства с мелким. В последние годы ускорился процесс создания мелких предприятий, особенно в сфере производства товаров народного потребления и услуг. Опыт свидетельствует о динамичности мелкого производства. Оно быстрее приспосабливается к изменяющимся потребностям и спросу. Конечно, главным было и остается крупное социалистическое производство. Но на данном этапе, по мнению специалистов, оно может быть дополнено мелким, работающим по его заказам.
Расширение самостоятельности и ответственности предприятий за конечные результаты труда, возрастание масштабов межотраслевых связей предопределяют поиск новых форм отраслевого управления. В Венгрии создано одно промышленное министерство на базе слияния трех министерств: тяжелой промышленности, металлургии и машиностроения, легкой промышленности. В Болгарии в целях большей ориентации легкой промышленности на изучение и более полное удовлетворение потребностей населения на базе двух министерств создано одно - легкой промышленности и торговли.
В странах СЭВ создаются специальные органы управления по разработке, реализации и контролю за мероприятиями по совершенствованию хозяйственного механизма. В Болгарии при Государственном совете создан специальный Совет по управлению общественными отношениями. В Венгрии при Совете Министров действует государственная плановая комиссия (наряду с Госпланом), которая руководит разработкой среднесрочных планов, совершенствованием хозяйственного механизма. В ГДР методическое руководство совершенствованием управления осуществляет Центральный институт управления хозяйством, который непосредственно подчиняется Центральному Комитету СЕПГ. В Польше создано Бюро уполномоченного правительства по проведению хозяйственной работы. В Румынии функционирует Совет по проблемам социально-экономической организации, который подчиняется ЦК РКП, Государственному совету и Совету Министров. В ЧССР при Федеральном правительстве создан Комитет по планомерному совершенствованию управления национальным хозяйством.
В нашей стране в 1984 г. образована аналогичная комиссия по совершенствованию управления и повышению эффективности народного хозяйства, призванная способствовать большей целенаправленности и комплексности работы.
Экономика стран - членов СЭВ - самая динамичная в мире. Братские страны успешно решают крупные проблемы - топливно-энергетическую, технологическую, продовольственную. Совместными усилиями строят трансконтинентальные газопроводы и атомные электростанции, комбинаты и линии электропередачи. Их экономические связи представляют качественно новый тип интеграции, основанный на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве, на принципах социалистического интернационализма.