Буржуазные авторы часто говорят о том, что плановая система хозяйствования была эффективна лишь в начальный период строительства социализма, а при нынешних масштабах, при огромном числе хозяйственных связей она тормозит дело, мешает предприимчивости и самостоятельности. Что им можно возразить? Как планируются и развиваются связи предприятий?
Н. Бойцов, Москва
НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ буржуазные авторы пытаются подменить одну проблему другой. Сложный экономический вопрос - политическим выводом, не имеющим отношения к развитию хозяйственных связей предприятий.
Масштабы нашей экономики действительно впечатляют. В настоящее время в народном хозяйстве страны производится около 24 млн. наименований продукции, а количество хозяйственных связей превышает 1 млрд. Так что вопрос о том, как при таких объемах сбалансировать производство и потребление, помирить всех поставщиков и потребителей, обеспечить четкую работу хозяйственного механизма, а главное, полнее удовлетворить запросы советских людей, - отнюдь не праздный.
Ясно, что централизованное планирование просто не в силах все до последней мелочи учесть. Госплан СССР разрабатывает лишь 600 материальных балансов в пятилетнем и до 2 тыс. в годовых планах. Органы Госснаба СССР номенклатуру производимой и распределяемой продукции в годовых планах детализируют до 15 тыс. наименований, а министерства - до 50 тыс. единиц группового ассортимента.
То есть детальная увязка конкретных потребностей зависит не только от планирующих органов, но и от дисциплинированности партнеров, их ответственности друг перед другом, взаимной заинтересованности в конечных результатах. Ведь подчас срыв происходит из-за копеечной детали, которую кто-то вовремя не заказал или недопоставил.
БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ
В деле повышения уровня сбалансированности потребления и производства важная роль отводится дальнейшему развитию и совершенствованию прямых длительных хозяйственных связей. Из самого названия вытекает их суть: они устанавливаются непосредственно между предприятиями без участия снабженческо-сбытовых организаций и на длительный срок. А их главная особенность заключается в том, что при этом происходят глубинные изменения во взаимоотношениях хозяйственных организаций. В централизованном порядке определяются лишь объем и номенклатура на пятилетний период. Что касается развернутой номенклатуры, перспектив развития, качества, сроков поставки, ритмичности производства и т. д. - это, так сказать, личное дело договаривающихся сторон.
В настоящее время на основе прямых длительных хозяйственных связей поставляется 23% продукции производственно-технического назначения 2800 наименований, которая реализуется через систему Госснаба СССР. В промышленности этим видом связи пользуются практически все объединения и предприятия с крупносерийным производством. А всего на основе прямых длительных хозяйственных связей получают продукцию 11,3 тыс. производственных объединений и предприятий от 6 тыс. поставщиков на общую сумму свыше 40 млрд. руб. в год.
Но это отнюдь не свидетельствует о том, что централизованное планирование отвергнуто. (Кстати, в капиталистическом мире практически нет стран, в которых в той или иной мере не осуществляется сегодня государственное планирование.) Развитие прямых длительных связей свидетельствует об укреплении одной из основных идей совершенствования социалистического хозяйственного механизма: развивая централизованное начало в решении важнейших стратегических задач, всемерно расширять права предприятий, стимулировать их инициативу.
Прямые длительные связи, разумеется, не решают всех проблем и имеют вполне определенные пределы. По оценкам специалистов Госснаба СССР, на прямые длительные хозяйственные связи в настоящее время может быть переведено не более 30 - 35% общего объема поставок продукции. Это связало, в частности, с тем, что через каждые 2 - 3 года примерно 20% прямых длительных связей устаревает.
КРИТЕРИИ - ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
О значении этого вида хозяйственных связей говорит тот факт, что разработка пятилетнего плана экономического и социального развития страны ведется на основе планов развития прямых и длительных хозяйственных связей. Основным положением его является сохранение действующих и дальнейшее развитие экономически целесообразных связей между предприятиями.
Для ускорения работы в этом направлении упрощен порядок перевода предприятий на прямые связи. Возможности и перспективы развития этой формы хозяйственных взаимоотношений отрабатывались в условиях крупномасштабного экономического эксперимента. В виде опыта на ряде предприятий Минстанкопрома СССР и Минтракторосельмаша СССР, например, вводится порядок формирования производственной программы, исходя из заключенных договоров и принятых к исполнению нарядов на поставку продукции.
В заключение вот о чем. Концепции буржуазных авторов рождаются, на первый взгляд, из объективных фактов и анализа реальных трудностей в нашей экономике. Но это только на первый взгляд. Своим рождением они обязаны, как правило, тем, кто "заказывает музыку", щедро оплачивает подобного рода "изыскания". А искать-то тут, собственно, нечего. Причины наших трудностей были названы на апрельском Пленуме ЦК КПСС. Там же был дан обстоятельный ответ на вопрос, как и за счет чего должны и будут решаться проблемы, указаны конкретные пути преодоления недостатков. Это рациональное хозяйствование, повышение организованности и дисциплины, мобилизация внутренних резервов, перестройка инвестиционной политики и хозяйственного механизма, а главное - ускорение научно-технического прогресса.
Эти решения не устраивают тех, кто заинтересован в развертывании "психологической войны" против СССР и других стран социализма, старается доказать бесперспективность социалистического строя и нашей плановой системы хозяйствования. А для этого все средства хороши, и, как видите, используется даже тот факт, что могучая социалистическая экономика слишком... масштабна. Впрочем, против признания масштабности нашей экономики мы не будем возражать.
В. ПАЛЮТИН, кандидат экономических наук