Окончание. Начало см. "АиФ", 1984, N 15.
2. МИР СОЦИАЛИЗМА: ПЛАНОМЕРНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОММУНИСТИЧЕСКИЕ и рабочие партии братских стран социализма придают важное значение поступательному развитию топливно-энергетической базы. За 1950 - 1973 гг. (к началу энергетического кризиса в мире капитала) ее мощность в страдах - членах СЭВ возросла почти вчетверо, что более чем в 2 раза превысило темпы роста энергетики в промышленно развитых капиталистических странах.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ТОПЛИВНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС
Отношения тесного сотрудничества и братской взаимопомощи между странами социалистического содружества, все более глубокая увязка экономических планов позволяют им рационально использовать имеющиеся ресурсы. Научное планирование развития народного хозяйства обеспечивает сочетание в топливно-энергетическом балансе всех основных видов энергоносителей.
Немалая роль в странах социализма принадлежит нефти, сыгравшей в западной энергетике роль "ахиллесовой пяты". В Советском Союзе добыча нефти в течение 1950 - 1973 гг. повысилась с 38 до 429 млн. т, в Румынии - с 5 до 14 млн. тонн. Однако это не помешало росту других топливодобывающих отраслей. За тот же период добыча угля в СССР увеличилась с 257 до 615 млн. т, в Румынии - с 3 до 25 млн., в ГДР, Польше и Чехословакии вместе взятых - с 267 до 542 млн. тонн. Не осталась без внимания и такая исключительно капиталоемкая сфера, как переработка горючих сланцев, из которых Советская Прибалтика получает больше жидкого топлива, чем вся Западная Европа.
К началу 70-х годов потребление всех энергоносителей в странах социалистического содружества обеспечивалось на 95 проц. за счет собственного производства и взаимных поставок. Столь высокая степень энергетической самообеспеченности в целом надежно гарантировала братские страны социализма от кризиса капиталистической энергетики, который вызвал на Западе сокращение производства, рост безработицы и падение жизненного уровня трудящихся.
ПОСЛЕДСТВИЯ КОНЪЮНКТУРЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
Вместе с тем трудности энергоснабжения есть и в социалистических странах. Частично потому, что и здесь дала себя знать неустойчивая конъюнктура капиталистического рынка, откуда к началу 70-х годов в страны СЭВ поступало около 13 проц. ввозимого ими топлива. Каждый взлет цен немедленно отзывался резким увеличением платежей за эту долю импорта.
Так, если в 1973 г. за нефть и нефтепродукты с капиталистического рынка восточноевропейские страны СЭВ (без СССР), по данным ООН, платили 390 млн. долл., то в 1974 г. за меньшее количество такого импорта заплатили уже 800 млн. долл., а затем стали платить по нескольку миллиардов долларов в год, и в целом за последние десять лет выплатили около 20 млрд. долларов. Платежи за топливо с капиталистического рынка осуществляются главным образом в долларах, в связи с чем, как отмечает печать братских стран, у некоторых из них в 70-х годах появилась значительная внешняя задолженность в свободно конвертируемой валюте.
Другая часть трудностей государств социалистического содружества вызвана причинами глобального характера - истощением ранее освоенных месторождений, необходимостью вводить в производство более сложные геологически, географически более удаленные и потому значительно более капитало- и трудоемкие месторождения. В значительной мере именно этим объясняется то, что за последние десять лет рост добычи топлива в большинстве стран СЭВ заметно замедлился. Производство энергоносителей в СССР возросло в 1,5 раза, но главным образом за счет дорогостоящего освоения труднодоступных и необжитых районов Западной Сибири: доля ее в общей добыче нефти и газового конденсата в СССР в 1984 г. достигнет 62 проц., в добыче природного газа - 54 процентов.
Осложнение условий добычи топлива, долговременные тенденции мирового рынка энергоносителей в последнее десятилетие обусловили существенный рост цен на топливо в торговле и между странами СЭВ, потребовали совершенствования структуры народного хозяйства с учетом новых условий энергоснабжения.
НА БАЗЕ ПЛАНОВОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Но вызванное объективными экономическими причинами повышение цен на нефть в торговле между странами социалистического содружества происходит в полном соответствии с принятой в СЭВ системой планового ценообразования - без внезапных всплесков, с меньшей, чем на капиталистическом рынке, амплитудой подъема. Это позволяет заблаговременно принимать меры для соответствующей перестройки экономики. (Подробней о преимуществах ценообразования в СЭВ см. "АиФ", 1983, N 48.)
Основную массу энергоносителей, ввозимых странами социализма, поставляет Советский Союз. Верный своему интернациональному долгу, СССР в целях облегчения трудностей братских стран в 70-х годах существенно увеличил поставки им топлива и оказал некоторым из них финансовую помощь.
Одновременно интересы всех стран содружества потребовали принципиально нового подхода к решению топливно- энергетической проблемы на длительный период. Такой подход воплотила в себе единодушно принятая странами СЭВ в 1978 г. Долгосрочная целевая программа сотрудничества в области энергии, топлива и сырья. Она мобилизует возможности заинтересованных стран на решение крупных производственных и технических задач совместными усилиями, с максимальной опорой на новейшие достижения науки и техники. В частности, комплекс задач, связанных со строительством атомных электростанций в 80-х годах, уже реализуется, воплощение их в жизнь избавит другие страны СЭВ от необходимости дополнительно ввозить из СССР или иных источников 70 - 75 млн. т условного топлива.
Состоявшаяся в ноябре 1983 г. сессия СЭВ во многом конкретизировала направления совместных усилий стран содружества, наметила важные задачи в сфере дальнейшей экономии энергии и топлива на базе внедрения новой, более эффективной технологии.
Подлинно интернациональное сотрудничество стран социализма умножает усилия каждой из них по решению национальных программ энергообеспечения, позволяет еще увереннее смотреть в завтрашний день энергетики.
Проблема энергоснабжения актуальна сегодня для всех стран мира и приобрела не только экономический, но и политический характер. В странах капитализма она порождает глубокие противоречия и конфликты. Американские монополии, контролируя здесь наибольшую часть внешнеторговых поставок топлива, особенно арабской нефти, используют это для дальнейшего своего обогащения, шантажа как развивающихся, так и многих западных стран. При администрации Рейгана практически все основные нефтедобывающие районы Латинской Америки, Среднего Востока и Африки цинично включены в "зону жизненных интересов" США. К ним Пентагон подтягивает все новые воинские подразделения, армады боевых кораблей. Одновременно Соединенные Штаты пытаются помешать развитию угрожающего их прибылям взаимовыгодного международного сотрудничества в области энергоресурсов. Все это серьезно осложняет международную ситуацию.
Пример успешного взаимодействия в решении энергетической проблемы показывают страны СЭВ. Планомерно осваивая свои богатства, они твердо проводят курс на дальнейшее расширение сотрудничества и с другими государствами. Такой курс, отвечая интересам стран социализма, служит также делу оздоровления политической обстановки во всем мире.
Б. РАЧКОВ, кандидат экономических наук