Примерное время чтения: 6 минут
160

На СРВ, МНР и Кубу приходится 16% населения и 2,3% национального дохода стран СЭВ. Помощь - дело взаимовыгодное

КАК ИЗВЕСТНО, входящие в СЭВ Вьетнам, Монголия и Куба относятся к развивающимся социалистическим странам. На их долю приходится 16% населения, и в то же время всего 2,3% национального дохода, 1% валовой промышленной и 2,8% сельскохозяйственной продукции СЭВ.

Понятно, что, стартовав с более низкого уровня, СРВ, МНР и Куба ставят перед собой прежде всего задачу выравнивания уровней экономического развития со своими европейскими партнерами. В качестве важнейшего условия при этом, наряду с полной мобилизацией внутренних ресурсов, выступает оказание им помощи со стороны европейских стран - членов СЭВ.

Советский Союз, другие европейские социалистические государства видят в таком сотрудничестве, прежде всего свой интернациональный долг. В то же время эта помощь способствует формированию и взаимовыгодного сотрудничества.

Необходимо учитывать также, что сама эта помощь направлена на то, чтобы ныне существующие отношения сменились бы в будущем отношениями партнеров с равными экономическими возможностями.

Уже сейчас в отношениях развитых и развивающихся социалистических стран присутствуют элементы взаимной выгоды. Используя экономический потенциал, созданный с помощью братских стран, МНР, СРВ и Куба во все большей степени способны покрывать потребность своих европейских партнеров в различных товарах. Например, около 6% советского импорта мяса и мясопродуктов приходится на поставки из Монголии, 25% импорта фруктов - из Кубы. Из Монголии страны СЭВ получают медно- молибденовый концентрат, из Кубы - никель и кобальтосодержащую продукцию. Оба эти вида сырья относятся в наше время к весьма ценным и дорогостоящим.

КАК "РАБОТАЕТ" ПОМОЩЬ

При всем при этом нельзя, конечно, забывать, что мы живем в мире реальных и, увы, ограниченных возможностей. Вполне понятно, что в этих условиях особое значение приобретает вопрос эффективности, коэффициент полезного действия помощи неевропейским странам - членам СЭВ. Сейчас это особенно актуально, поскольку на сегодняшний день сотрудничество двух групп стран в рамках СЭВ уже переросло те формы, в которых оно осуществлялось до сих пор. Возникло объективное противоречие между объемом содействия и механизмом его осуществления.

Сегодня встала проблема готовности неевропейских стран СЭВ принять и эффективно использовать предоставляемую помощь. На состоявшихся в 1986 г. III съезде Компартии Кубы. XIX съезде МНРП. VI съезде КПВ отмечались хозяйственные трудности этих стран, препятствующие обеспечению полной загрузки и нормальной работы производственных мощностей, выполнению сроков капитального строительства.

Сегодня рост объемов помощи опережает темпы экономического развития СРВ, МНР и Кубы. Более того, сама помощь в ряде случаев (особенно СРВ) требует привлечения значительных ресурсов, а отдачу она дает медленно. Это ведет к замораживанию строительства, переноску сроков ввода объектов сотрудничества. В прошедшей пятилетке, например, такая участь постигла около 100 объектов в СРВ, несколько десятков на Кубе и в Монголии.

Несмотря на свой преимущественно индустриальный характер, помощь менее развитым странам СЭВ слабо способствует росту их экспортного потенциала. Созданные же при содействии прежде всего СССР производственные мощности не пользуются в некоторых случаях далеко не полностью, при этом наибольшие простои имеют место на машиностроительных предприятиях.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ И ХОЗРАСЧЕТ

Говоря о путях решения возникших проблем, необходимо прежде всего исходить из двух главных принципов, на которых строится помощь неевропейским странам СЭВ. Во-первых, это сохранение и в предстоящий период льготного характера содействия Вьетнаму, Монголии и Кубе и постепенность перехода на сбалансированную основу. Во-вторых, это принцип социалистического интернационализма.

Сейчас представляется целесообразным нацелить сотрудничество на решение продовольственной проблемы в СРВ, на Кубе и в МНР путем повышения самообеспеченности продуктами питания, всемерное развитие экспортных производств, модернизацию уже созданного промышленного потенциала.

Что касается совершенствования самого механизма сотрудничества, то оно связано с применением новых форм связей, таких, как создание в МНР, на Кубе и в СРВ совместных предприятий в отраслях экспортной ориентации, концессий на дву- и многосторонней основе в добывающих отраслях и др.

Повышение эффективности помощи зависит напрямую и от обеспечения увязки национальных и интернациональных интересов двух групп стран на всех уровнях хозяйствования. На практике это означает следующее: сделать помощь выгодной для хозрасчетных предприятий европейских стран - членов СЭВ. Выходом здесь может служить создание в рамках СЭВ централизованного фонда помощи менее развитым странам путем выделения европейскими государствами согласованной части национального дохода.

Фонд мог бы использоваться для финансирования программ помощи государственной линии, а также стимулирования предприятий к участию в программах развития Монголии, Кубы и Вьетнама. Такое решение позволило бы совместить принципы пролетарского интернационализма с хозрасчетными основами сотрудничества.

Конечно, одновременно необходимо и совершенствование внутрихозяйственных механизмов СРВ, МНР и Кубы. Без этого готовность к новым подходам в европейских социалистических странах будет неизбежно "спотыкаться" о старое хозяйственное мышление в развивающихся странах СЭВ.

КУДА СБЫВАТЬ ПРОДУКЦИЮ

И еще один аспект этого сотрудничества нуждается в новом подходе. Речь идет о том, на какие рынки будет ориентировано совместное предпринимательство. Традиционный взгляд таков: сотрудничество, кооперация должны быть ориентированы на рынки европейских стран СЭВ. Конечно, мы в Европе нуждаемся и постоянно будем нуждаться в экзотических фруктах и овощах, в кофе и чае, в ряде сырьевых товаров.

Однако географическая отдаленность, влекущая большие транспортные расходы, будет неизбежно тормозить развитие более глубоких связей. Поэтому, с учетом региональных факторов Вьетнам, Куба и Монголии могли бы стать своего рода опорными пунктами совместно го предпринимательства, обеспечивающими активное продвижение продукции стран СЭВ на рынки стран соответствующих регионов.

В этом смысле географическое положение СРВ, Республики Кубы, МНР в густонаселенных регионах делает весьма перспективной идею совместного выхода европейских стран СЭВ с СРВ на рынок Юго-Восточной Азии (продукция сельскохозяйственного машиностроения, электроники, услуги в ремонте судов, в перспективе - программное обеспечение компьютерной техники, биотехнологическая продукция), с Кубой - на рынок Латинской Америки (биотехнологическая продукция, электроника), с МНР на рынок Китая и Японии.

В. МИХЕЕВ, кандидат экономических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно