БУРЖУАЗНАЯ пропаганда утверждает, будто страны СЭВ переживают "экономические трудности", вызванные "пороками" системы централизованного планирования, которой она противопоставляет преимущества "рыночной экономики".
Но ведь хорошо известно, что в отличие от стран капитализма, испытавших только в послевоенный период пять острейших кризисов промышленного производства, экономика стран СЭВ развивается стабильно, высокими темпами. С 1950 по 1982 г. национальный доход стран СЭВ возрос в 8,3 раза, а промышленное производство - в 13 раз. Если в 1971 - 1982 гг. промышленное производство в странах СЭВ возрастало в среднем на 5,7 проц. в год, то в развитых капиталистических странах - на 2,4 процента.
Опережающие среднегодовые темпы экономического развития социалистических стран за период 1951 - 1982 гг. показаны на диаграмме.
В основе стабильного экономического развития стран СЭВ лежит координация пятилетних планов.
Весь 35-летний опыт экономического сотрудничества стран СЭВ подтвердил плодотворность перевода их взаимных экономических связей на прочную плановую основу, на превращение координации пятилетних планов в главное средство формирования устойчивых и взаимовыгодных экономических и научно-технических отношений. Так, если в 1950 г. взаимный товарооборот стран СЭВ составлял 4,5 млрд. руб., то уже в 1956 г. - первом году, когда сотрудничество стран СЭВ осуществлялось на базе координации пятилетних планов, - он удвоился по сравнению с 1950 годом, а в 1960 г. достиг 14,3 млрд. рублей.
В 1983 г. взаимный товарооборот стран - членов СЭВ уже превысил 160 млрд. руб., что более чем в 11 раз превышает уровень 1960 года.
ПРЕИМУЩЕСТВА КООРДИНАЦИИ
Три с лишним десятилетия, прошедшие после начала планомерного развития взаимных экономических связей, характеризуются не только количественным ростом, но и глубокими качественными изменениями.
Координация народнохозяйственных планов придала сотрудничеству более прочный характер, ибо включение конкретных обязательств по взаимным поставкам в национальные пятилетние планы стало важнейшей гарантией их строгого и своевременного выполнения.
Координация планов способствует развитию передовых отраслей машиностроения, постепенному формированию его специализированных отраслей и видов производства.
В результате в экспорте стран СЭВ значительно увеличилась доля машин, оборудования и транспортных средств. Например, если в 1950 г. их доля во взаимном экспорте составляла 20,5 проц., то уже в 1960 г. - 31,7, а в 1982 г. - 38,3 процента. Объем взаимных поставок специализированной продукции машиностроения в общем товарообороте растет опережающими темпами. В 1982 г. по сравнению с 1981 г. он вырос на 17,7 проц. при общем росте взаимного товарооборота стран СЭВ на 11,5 процента.
Согласование планов в области капитальных вложений позволило сконцентрировать инвестиционные средства заинтересованных стран на совместном строительстве важнейших народнохозяйственных объектов. Их успешная работа обеспечивает значительную часть потребностей стран СЭВ в важнейших видах энергии, топлива, сырья, машин и оборудования, способствует интенсивному росту их экономики, скорейшему внедрению в производство результатов научно-технического прогресса обеспечению технико-экономической независимости стран содружества от развитых капиталистических государств.
Совместная плановая деятельность практически начинается с научного прогнозирования. Сотрудничество в этой области включает в себя обмен информацией о результатах национальных прогнозов, совместное прогнозирование и обмен опытом.
За прошедшие годы в органах Совета совместно разработано более 500 прогнозов по проблемам экономического, научно- технического и отраслевого производственного сотрудничества. В настоящее время в основном закончена разработка ряда прогнозов межотраслевого характера до 2000 года. Большое значение придается прогнозам в социальной области, особенно в связи с усилением социальной ориентации национальных пятилетних планов стран СЭВ.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Принципиальным достижением в области совместной плановой деятельности стал переход к разработке и реализации долгосрочных целевых программ сотрудничества (ДЦПС) и двусторонних долговременных программ специализации и кооперирования производства на период до 1990 - 1995 годов. Эти программы явились логическим развитием и конкретизацией положений Комплексной программы. В процессе их разработки проделана небывалая по значению масштабам и сложности работа. Только по мероприятиям ДЦПС всего будет подготовлено более 210 крупных многосторонних соглашений, из которых около 200 уже подписаны и начали осуществляться.
На XXXVII заседании сессии СЭВ в 1983 г. были одобрены комплексные мероприятия по сотрудничеству в развитии отраслей агропромышленного комплекса, которые дополняют ранее принятую ДЦПС в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. Принято решение разработать программу сотрудничества по рациональному и экономному использованию топливно-энергетических, сырьевых ресурсов сроком до 2000 года.
В соответствии с решениями братских партий XXXVI сессия СЭВ выдвинула задачу дополнить координацию пятилетних планов согласованием заинтересованными странами экономической и научно, технической политики в целом. В этой связи в ходе координации планов на 1986 - 1990 гг. одновременно проводится согласование экономической политики братских стран на период 1991 - 1995 гг. и более длительную перспективу.
Проверенная временем система сотрудничества в области плановой деятельности и прежде всего координация пятилетних народнохозяйственных планов как ее главная форма, надежно обеспечивает поступательное развитие экономического и научно-технического взаимодействия стран СЭВ.
В. КУЗНЕЦОВ, кандидат экономических наук