НАЧАЛО торгово-экономическим связям нашей страны с Аргентиной было положено деятельностью советской внешнеторговой организации "Южамторг", открытой в Буэнос-Айресе в 1927 году. Однако прочная основа для их развития возникла лишь в 1946 г., после установления дипломатических отношений.
В развитии торгово-экономических связей можно выделить два основных этапа: первый - начиная с 1953 г., когда было заключено первое советско-аргентинское торговое соглашение, и второй - с середины 70-х годов по настоящее время.
ДЛЯ ПЕРВОГО ЭТАПА характерны неравномерность развития отношений, преобладание в решениях аргентинской стороны политических мотивов при определении перспектив экономического сотрудничества. Невысокий уровень развития экономики Аргентины, ориентация ее экспорта на рынки США обусловили слабые связи аргентинских деловых кругов с советскими внешнеторговыми организациями.
При этом необходимо также учитывать серьезное противодействие развитию советско-аргентинских отношений со стороны иностранного монополистического капитала, и в первую очередь монополий США, занимавших ведущее положение в экономике Аргентины.
В 60 - 70-е годы хозяйственный потенциал Аргентины значительно возрос, существенно укрепились позиции национальной буржуазии и углубились ее противоречия с интересами иностранного монополистического капитала. Пришедшее к власти в 1973 г. буржуазно-националистическое правительство взяло курс на превращение государства в организатора экономической жизни, на ограничение деятельности американских компаний. Это привело к существенному пересмотру внешнеэкономической политики страны. Был положен конец навязанной извне политике "идеологических границ". Аргентина взяла курс на интенсивное расширение своих внешнеэкономических связей в том числе с СССР.
НАЧИНАЯ С СЕРЕДИНЫ 70-х годов можно говорить о новом этапе в развитии аргентино-советских отношений, когда характер торгово-экономических связей стал определяться главным образом интересами экономик обеих стран.
Начало этого этапа характеризуется совершенствованием организационно- правовой базы сотрудничества. В 1974 г. была образована Аргентино-Советская комиссия по вопросам торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. В этот же период была создана Палата аргентино-советской торговли. Расширению двусторонних связей способствовало также заключение в 1974 г. Соглашения о поставках машин и оборудования из СССР в Аргентину.
В 1980 году произошло событие, имеющее решающее значение для сотрудничества между двумя странами: Аргентина не поддержала эмбарго на поставки зерна в Советский Союз, объявленное США. Было подписано соглашение сроком на 5 лет о ежегодных поставках в СССР минимум 4,5 млн. т зерновых и сои. В 1981 г., также на пятилетний срок, было заключено соглашение о ежегодных поставках 60-100 тыс. т говядины. Заключение долгосрочных соглашений подняло на качественно новый уровень отношения между двумя странами.
РАСШИРЕНИЕ СВЯЗЕЙ с СССР отрицательно встретила верхушка наиболее "реакционной аргентинской буржуазии и правящие круги США. В буржуазной прессе началась кампания, направленная на подрыв аргентино-советских связей. В частности, открыто враждебный характер носили выступления представителей администрации США, которые пытались "экономически" обосновать необходимость свертывания отношений с СССР. Утверждалось, что чрезмерное сосредоточение экспорта сельскохозяйственной продукции на советский рынок поставит Аргентину в зависимое положение и позволит Советскому Союзу диктовать свои условия.
Однако противники расширения двусторонних связей не могли открыто поставить вопрос об их прекращении, поскольку эти связи были чрезвычайно важны для аргентинской стороны. Ее экономика вследствие однобокости развития во многом зависела от возможности и объемов реализации сельскохозяйственной продукции на внешнем рынке. Но в последнее время условия реализации на традиционных рынках значительно ухудшились из-за постоянно осуществляемых развитыми капиталистическими странами дискриминационных мер в отношении аргентинской экспортной продукции. Соглашения же с СССР обеспечивают Аргентине на значительный период гарантированные, стабильные рынки сбыта для ее товаров. При этом Советский Союз не преследует никаких политических или экономических выгод, отношения строятся на принципах равноправия и взаимной выгоды.
В 1982 г. объем товарооборота между двумя странами составил 1,3 млрд. рублей.
АРГЕНТИНА является нашим ведущим торговым партнером среди развивающихся стран. Она экспортирует в СССР кукурузу, сорго, сою, пшеницу, мясо, растительные масла, шерсть, кожу. Продукция земледелия составляет 73 проц. всех поставок, а с учетом мяса и кожи - 85 процентов. На долю нашей страны приходится 22 проц. всего аргентинского экспорта и 49 проц. экспорта зерновых.
Торговля с Аргентиной позволяет нашей стране использовать дополнительные источники некоторых видов продовольствия.
В свою очередь, Аргентина - один из основных покупателей советских машин и оборудования в Латинской Америке. Наши внешнеторговые организации поставляют энергетическое, нефтетрубовое, подъемно-транспортное и текстильное оборудование, металлорежущие станки, подшипники, автомобили и запасные части. На машины и оборудование приходится 90 проц. экспорта СССР в эту страну.
Наиболее успешно развивается аргентино-советское сотрудничество в области энергетики. В мае 1983 г. была пущена в эксплуатацию одна из крупнейших в Латинской Америке ГЭС "Сальто-Гранде" мощностью 1,9 млн. кВт, все 14 агрегатов которой поставлены из СССР. Сейчас в Аргентине ведется строительство еще двух ГЭС - "Костанера" и "Байя-Бланка", турбины и генераторы для которых изготовлены в нашей стране. Предполагается также сотрудничество в строительстве гидротехнического комплекса "Парана Медио".
Однако доля советского экспорта в двустороннем товарообороте все еще очень невелика. Она составляет 1,5 - 2 проц. от аргентинских поставок в нашу страну. В результате торговый баланс складывается со значительным отрицательным сальдо для СССР. Мы стремимся к расширению экспорта машин и оборудования, наши внешнеторговые организации готовы к переговорам о поставках в Аргентину нефти, азотных и калийных удобрений, химических товаров. Вопрос увеличения закупок советских товаров аргентинской стороной имеет решающее значение для дальнейшего развития сотрудничества.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Аргентина испытывает серьезные экономические трудности. Проводившаяся военными правительствами "политика открытых дверей" привела к возрастанию внешней задолженности до 44 млрд. долларов. В стране стремительно растет инфляция. В определенной степени экономику подорвал и мальвинский кризис. Все это вызвало некоторое снижение аргентино-советского товарооборота.
Однако в целом перспективы аргентино-советского сотрудничества довольно благоприятны.
В июле 1983 г. в Москве состоялось VII заседание Смешанной Аргентино- Советской комиссии по вопросам торгово-экономического и научно- технического сотрудничества, на котором были намечены перспективы развития связей.
Развитию аргентино-советских отношений, безусловно, будет способствовать процесс демократизации политической жизни в Аргентине. 10 декабря вступил в должность новый президент страны, представитель победившей на выборах партии Гражданский радикальный союз Рауль Альфонсин. Он подчеркивал важность развития и укрепления отношений с СССР.
Это же было подтверждено в ходе недавней встречи главы аргентинского государства с официальной советской делегацией, во время которой обе стороны высказались за дальнейшее расширение и углубление взаимовыгодных торгово-экономических связей.