144

МИР СОЦИАЛИЗМА. СЭВ: стратегия на восьмидесятые

На рубеже 70 - 80-х годов сложилась новая ситуация в развитии экономики и сотрудничества стран СЭВ, а также в экономическом взаимодействии Восток-Запад.

То, что происходит в европейских социалистических странах, правильнее всего охарактеризовать как переход от экстенсивного ведения хозяйства, которое преобладало в прошлом, к современной экономике интенсивного типа. Сам по себе этот переход довольно сложен. Достаточно вспомнить, что одно лишь расширение добычи топлива и сырья уже сегодня требует резко возрастающих затрат. А ведь страны СЭВ, в которых живет 10% населения земли, сосредоточили у себя до 30% мирового производства нефти, природного газа, каменного угля, стали. И все это с учетом того, что в 70-е годы не только закончился век дешевой энергии, сырья, но и резко сократился приток дополнительной рабочей силы. Экономический рост стал почти целиком зависеть от повышения производительности труда и эффективности использования имеющихся ресурсов.

В этот новый этап и вступила социалистическая экономика, преодолевая определенную силу инерции.

ЕСЛИ ОЦЕНИВАТЬ НЕПРЕДВЗЯТО

Возникшие проблемы были поспешно объявлены западными наблюдателями "экономическим кризисом внутри СЭВ". Подобные заключения далеки от истины.

Несмотря на трудности и немалые издержки нового процесса (а он начался уже в 70-е годы), экономика стран СЭВ развивается значительно динамичнее, чем в государствах Европейского экономического сообщества. Благодаря политике социалистической экономической интеграции достигнута достаточно высокая степень взаимодействия национальных хозяйств. Социалистические страны участвуют в таких крупных совместных проектах, каких немного насчитывается в мировой практике. Это магистральные трубопроводы, линии электропередач, атомные электростанции, горно-обогатительные комбинаты и так далее. В отличие от Европейского экономического сообщества, наполовину зависящего от ввоза топлива из третьих стран, наше содружество на 70% обеспечивает себя нефтью и железной рудой, на 95% каменным углем, пиломатериалами, а также другими жизненно важными видами сырья. Гарантированное долгосрочными договорами и планами снабжение топливом и сырьем представляет немалое преимущество в наше время, полное разного рода неожиданностей.

Но углубление экономической интеграции в 80-е и 90-е годы связано с решением ряда новых проблем. Во-первых, появилась необходимость внести коррективы в нынешнюю концепцию разделения труда. Связано это прежде всего с тем, что возможности дальнейшего увеличения экспорта некоторых видов топлива и сырья из СССР ограничены. Тут сказывается переход к освоению удаленных от центра месторождений, а следовательно, необходимость увеличения капитальных вложений. Поэтому рост взаимной торговли в рамках СЭВ ожидается главным образом от развития международной специализации и кооперации производства готовой продукции, узлов, деталей. У нас в этой области есть уже немалый опыт. Достаточно вспомнить такие крупные международные проекты, как производство ЭВМ, оборудования для атомных электростанций, автомобилей, нефтеперерабатывающей техники. Теперь необходимо шагнуть дальше.

Во-вторых, всем нам приходится делать весьма существенные выводы в связи с обострением международной обстановки и кризисным состоянием мировой капиталистической экономики. Ветры холодной войны, дующие из-за океана, ухудшают условия торговли между Востоком и Западом. И это тем более тревожно, что здесь уже существуют трудности чисто экономического свойства. К ним относятся прежде всего расчеты с Западом в свободной конвертируемой валюте. Выплата обычной задолженности и процентов по ней в условиях, когда США бойкотируют торговые сделки, превращается в сложную проблему для стран СЭВ. Нам приходится пересматривать свою стратегию еще и потому, что мы недооценили глубину надвигающегося экономического кризиса на Западе.

В начале 70-х годов падение деловой активности и сокращение заказов во многих отраслях промышленности заставляло европейские и американские банки поспешно искать прибыльного помещения денег и делало их отзывчивыми на кредитные заявки стран СЭВ. Но при этом недоучитывался тот факт, что возврат предоставленных кредитов требует создания нормальных условий для экспорта из стран СЭВ на западные рынки. Вместо этого происходит как раз обратное: усиливаются протекционизм, дискриминация стран социализма. К тому же в попытке "наказать" СССР и ряд других стран СЭВ вводятся новые ограничения на импорт многих товаров из этих стран, на поставку им современной технологии. Риск промышленной кооперации с западными фирмами стал очевиден, и к этой кооперации приходится подходить более осмотрительно.

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

Проблемы, с которыми сталкивается социалистическое содружество, имеют мало общего с болезнями современного капитализма: застоем и падением производства, нарастающей инфляцией и безработицей. Тем не менее странам СЭВ предстоит в нынешнем десятилетии, с учетом изменения условий и факторов экономического роста, провести корректировку методов экономической политики, практики планирования, самого хозяйственного мышления.

Прошлый опыт говорит: наиболее ответственная часть всей этой управленческой деятельности - формулирование стратегических целей на будущее. Просчеты в экономической стратегии (например, неверные приоритеты в распределении капитальных вложений между отраслями, во внешнеэкономических связях, в темпах роста и структуре потребления) могут привести в условиях централизованного планирования к нарушению сбалансированности в экономике.

Одним из главных направлений экономической стратегии большинства стран СЭВ на 80-е годы становится снижение удельного веса энерго- и материалоемких производств и технологий. Так, в черной металлургии это означает ориентацию на увеличение производства не рядовой стали и проката, а их высококачественных марок и сортов. Другие промышленные отрасли предстоит достроить "вторыми" и "третьими" этажами переработки и облагораживания их исходного продукта, будь это металл, нефть или кожа.

Важное место в структурных перестройках 80-х и 90-х годов отводится машиностроению, ускорению развития ряда его отраслей. Речь идет, например, о производстве оборудования для открытой разработки полезных ископаемых, магистральных трубопроводов, полной механизации отдельных видов сельскохозяйственных работ, для пищевой промышленности, механизации ручного труда, особенно в строительстве, на складских и погрузочных работах, в торговле.

Увеличение производства сельскохозяйственной продукции в Советском Союзе и других социалистических странах следует также отнести к центральным задачам их экономической стратегии. Предпринимаются энергичные меры к тому, чтобы агропромышленный комплекс развивался гармонично во всех своих аспектах - растениеводстве и животноводстве, хранении и переработке. Отдача от этих усилий будет возрастать, и соответственно можно ждать сокращения импорта зерна из капиталистических стран, увеличения удельного веса сельскохозяйственных товаров во взаимном обмене стран СЭВ.

Первостепенное внимание в долгосрочной экономической стратегии обращается на восстановление нарушенной в ряде стран СЭВ сбалансированности развития экономики. Среди экономических пропорций, соблюдению которых придается наибольшее значение, - правильное соотношение между ростом потребления энергии в народном хозяйстве и темпами общего экономического развития, между увеличением денежных доходов населения и расширением предложения на внутреннем рынке потребительских товаров и услуг, уравновешенное состояние платежного баланса.

Интересам обеспечения сбалансированности экономики отвечает проводимая в ряде стран СЭВ политика сдерживания роста инвестиций. В 1981 - 1985 гг. темпы экономического развития в большинстве стран СЭВ, как видно из их народнохозяйственных планов, несколько снизятся, а в конце 80-х годов, после структурной и другой перестройки в их экономике, создадутся предпосылки для более динамичного развития.

Страны СЭВ располагают большими возможностями увеличения выпуска продукции за счет экономии сырья, энергии и рабочей силы. Чтобы раскрыть эти возможности, нужны реформы хозяйственного механизма, которые страны СЭВ проводят начиная с середины 60-х годов. Теперь эти реформы приобретают более целевой характер: сокращается финансирование инвестиций из государственного бюджета и расширяется финансирование их за счет банковских кредитов. Сводятся к минимуму государственные дотации нерентабельным предприятиям, а рост заработной платы ставится в зависимость от итогов коммерческой деятельности предприятий.

Реформы способствуют хозяйственной самостоятельности предприятий. Одновременно усиливается государственный контроль за соблюдением ими существующих финансовых правил. Реформы предусматривают улучшение и централизованного государственного планирования, призванного определять главные экономические пропорции, претворение [планов в жизнь с помощью всех находящимся в распоряжении государства экономических рычагов (кредит, цены, налоги, финансовые нормативы), а не только путем прямых заданий предприятиям.

ПУТИ УГЛУБЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Хотелось бы подчеркнуть, что выработанная в 1971 г. и закрепленная в Комплексной программе долгосрочная стратегия экономического сотрудничества стран СЭВ полностью себя оправдала. Она получила дальнейшую конкретизацию в долгосрочных целевых программах, охвативших важнейшие комплексы материального производства, в двусторонних генеральных схемах специализации. Теперь в связи с настоятельной потребностью интенсификации экономического развития назрела необходимость в новых инициативах, и ряд предложений на этот счет уже был высказан на последних партийных съездах.

Речь идет о том, чтобы дополнить координацию пятилетних народнохозяйственных планов стран СЭВ согласованием их экономической политики в целом. Без этого трудно наметить верную перспективу совместного эффективного решения топливно- энергетической, сырьевой и продовольственной проблем. Каждая из них давно уже переросла в интернациональную, поэтому требует согласованной стратегии. В том числе и в сфере научно- технического прогресса, где находится главный рычаг повышения экономической эффективности в 80 - 90-е годы.

Разумеется, предложения по совершенствованию структур производства стран СЭВ и более глубокой кооперации между ними необходимо подкрепить соответствующими организационными и экономическими мерами. Многое будет зависеть от повышения роли коллективной валюты стран СЭВ - переводного рубля, совершенствования цен во взаимной торговле. Нашим общим интересам отвечает также дальнейшее расширение прямых связей между предприятиями и промышленными объединениями стран - членов СЭВ, поиск наилучших форм научно-технической и хозяйственной деятельности, например, путем образования интернациональных фирм. Здесь кроются крупные резервы международной специализации и кооперации производства.

Все это связано со сближением национальных систем планирования. Страны социализма не навязывают друг другу каких-либо моделей таких систем. Но они заинтересованы в том, чтобы их совершенствование не отдаляло страны друг от друга, а, напротив, облегчало участие каждой страны в экономической интеграции.

* * *

Надо полагать, что подход социалистических государств к деловому сотрудничеству со странами Запада в 80-е годы может претерпеть под давлением обстоятельств определенные изменения. Но он останется постоянным в главном - в стремлении расширять это сотрудничество на основе взаимной выгоды и взаимного уважения интересов. Тенденция к ослаблению экономического взаимодействия Восток - Запад не отвечает требованиям будущего.

Эта позиция была вновь подтверждена на совещании Политического консультативного комитета государств - участников Варшавского Договора, проходившем в Праге 4 - 5 января 1983 г.

"Сотрудничество государств, независимо от их общественного строя, - говорилось в принятой на совещании Политической декларации, - отвечает интересам всех народов, жизненному требованию укрепления всеобщего мира".

Стратегия стран СЭВ в экономических связях с Западом направлена на повышение в экспорте удельного веса готовой продукции. Рационализация структуры импорта, как можно ожидать, будет происходить за счет сокращения ввоза продовольствия, а также ряда видов материалов и оборудования, производство которых страны СЭВ собираются наладить путем взаимной кооперации. Имеются веские доводы в пользу того, чтобы вместо готовой техники либо импортировать комплектное оборудование для ее производства, либо приобретать соответствующие лицензии.

Таков наиболее вероятный ответ социалистического содружества экономическому вызову 80-х годов.

О. БОГОМОЛОВ, академик

Смотрите также:

Также вам может быть интересно