15 - 17 июля в Лондоне состоится очередное ежегодное экономическое совещание руководителей семи наиболее развитых стран Запада - США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Канады, и Италии. Советский экономист Г. Явлинский, уполномоченный М. Горбачевым и Б. Ельциным, в настоящее время разрабатывает в США вместе с 6 специалистами из возглавляемого им "ЭПИЦентра" и группой американских экономистов и политологов документы по переводу советской экономики на рыночные рельсы и ее интеграции в мировое хозяйство. Накануне лондонского совещания "группы семи" руководитель советской делегации по переговорам об оказании помощи СССР Е. ПРИМАКОВ и Г. ЯВЛИНСКИЙ передали в "АиФ" заявление, выдержки из которого мы публикуем ниже.
МЫ ОБРАЩАЕМСЯ со следующей идеей. Необходим план, который позволит обеспечить эффективное взаимодействие реформистского руководства СССР со "странами семерки". Речь идет о конкретной программе действий. Главная ответственность за ее разработку ложится на нас. В группу советских ученых, разрабатывающих программу, включаются официальные представители республик. Кроме того, считали бы целесообразным непосредственное содействие в доработке программы экспертов G7, уполномоченных на то своими правительствами.
Мы считаем, что программа реформ в СССР должна включать в себя:
- четкое разграничение полномочий между Центром и республиками, особенно в экономической деятельности, на основе рациональной децентрализации власти и федерализации союзных исполнительных органов;
- формулировку требований к жесткой финансовой и денежной политике;
- либерализацию цен;
- осуществление широкой программы приватизации и демонополизации;
- стратегию структурной перестройки экономики, создание предпосылок для формирования в СССР открытой экономической системы и ее интеграции в мировую экономику;
- последовательное создание законодательной среды для функционирования рыночных отношений, в том числе в части регулирования внешнеэкономических связей, валютной политики и иностранных инвестиций;
- потребности и основные направления использования экономического содействия G7 для стабилизации социально- экономической ситуации и проведения реформ в СССР;
- создание системы минимально необходимой социальной поддержки населения в условиях нестабильной экономики; и др.
В основе программы, подготовленной G7, мог бы быть следующий подход: эффективность ресурсов, поступающих в нужное время, в нужное место, в нужном объеме, на вполне ясные цели гораздо выше, чем у хаотического финансирования. Что касается широкомасштабных инвестиционных программ, то, по нашему мнению, они должны осуществляться в органической взаимосвязи со стабилизацией экономики.
Обе программы могли бы быть рассчитаны на 5 лет с синхронизацией основных мероприятий. Достаточно подробно необходимо было бы сформулировать и синхронизировать первые шаги в этих программах. Мы считаем, что к осени этого года в СССР могли бы сложиться условия, благоприятные для претворения такой программы в жизнь.
Е. ПРИМАКОВ, Г. ЯВЛИНСКИЙ
* * *
Вокруг "плана Маршалла" для СССР
США И ВЕЛИКОБРИТАНИЯ были единственными противниками посещения Горбачевым "группы семи" - этого наиболее могущественного экономического клуба на Западе. Премьер-министр Мейджор и президент Буш опасались, что он будет доминировать на встрече в верхах и что приглашение будет равносильно гарантии предоставления наличных средств. Тем не менее Италия оказала решительную поддержку Горбачеву. Германия и Франция четко дали понять, что они также за его участие. Япония и Канада заявили, что они не будут стоять на его пути.
"Дейли мейл", Великобритания.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, страна, имеющая большой золотой запас, богатая природными и людскими ресурсами, имеющая экономику с чрезмерно большим военным сектором, далеко не является очевидным кандидатом на получение благотворительной помощи Запада. Исходя из геополитических соображений, Запад, возможно, в конечном счете, будет прав, приняв решение помочь Советскому Союзу. Однако лишь в том случае, если сначала он полностью удостоверится в том, что Советский Союз намерен помочь себе сам.
"Файнэншл таймс", Великобритания.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ Бейкер заявил советским представителям, что они должны сократить расходы на военные нужды, проявить гибкость по отношению к балтийским республикам и ослабить поддержку Кубы, а также продемонстрировать твердую приверженность реформам в духе свободного рынка, прежде чем Соединенные Штаты рассмотрят возможность оказания помощи советской экономике.
Явлинский приехал в Вашингтон, пытаясь добиться помощи Запада (хотя бы моральной поддержки). Он говорил высокопоставленным западным официальным лицам, что "поезд уходит и реформаторы могут остаться на перроне".
Но готов ли Советский Союз к подлинной экономической реформе? Пессимисты начинают с утверждения о том, что советские граждане, в отличие от многих в Восточной Европе, никогда не жили при рыночной экономике и поэтому не знают, как жить в ее условиях. Демонтаж колоссальной советской системы государственного планирования, несомненно, вызовет бурные потрясения. Но те, кто сомневается в возможности быстрого перехода Советского Союза к рыночной экономике, не учитывают колоссальную силу рыночной экономики, которая действует довольно эффективно, даже когда ее участники, имеют слабое представление об экономической системе. Советский народ должен понять, что он выиграет, поддерживая реформаторов в своей стране, и что он потеряет, если будет продолжаться некомпетентная импровизация консервативных коммунистов.
"Вашингтон пост", США.