Западный зритель о советском балете
Слава русского, советского балета достигает сегодня самых отдаленных уголков планеты. Его притягательная сила так велика, что, несмотря на чинимые руководством империалистических стран на пути культурных контактов препятствия, несмотря на объявленный президентом Рейганом "крестовый поход" против коммунизма, он находит путь к сердцам людей.
Почитательница советского балетного искусства, неутомимый его пропагандист во многих странах мира О. Смоак в беседе с нашим корреспондентом Е. Кузнецовой дала такую оценку балету нашей страны: "Советский балет - лучший в мире".
Ольга, что значит для Вас балет?
Я люблю балет с детства, сама училась классическому танцу и хорошо знаю многие балетные коллективы мира. Но когда в июне 1975 г. я впервые увидела советский балет, это перевернуло всю мою жизнь. И это событие привело меня к деятельности организатора туристических групп в вашу страну. С тех пор я четыре-пять раз в год приезжаю в СССР, всегда с группой профессионалов - балетных артистов, педагогов, критиков, - и любителей балета. Эти люди - из США, Канады, Мексики, стран Латинской Америки. И я открываю для них чудо русского балета. В чем это чудо? В том, что русские танцуют не телом. Они танцуют душой. Внутренняя теплота, эмоциональность, экспрессия - в этом для меня русские люди всегда в балете. В этом же они для меня и в жизни.
Какова "география" Ваших поездок по СССР?
Я бывала много раз в Москве и Ленинграде. Большой театр и Театр имени Кирова имеют лучшие балетные труппы мира. Я бывала на Украине и в Белоруссии, там я тоже видела хороший профессиональный балетный театр. Не раз я приезжала в Грузию. Грузины - очень музыкальный, очень пластичный народ. И это ярко проявляется в их танце - и в фольклорном и в классическом. Замечательные грузинские ансамбли народного танца оставляют незабываемое впечатление. Я планирую в недалеком будущем организовать поездку первой группы специально для изучения фольклорного танца Грузии.
Не могли бы Вы сравнить постановку обучения классическому танцу в СССР и в западных странах?
Сравнение это будет определенно в пользу вашей страны. Потому что в СССР есть все возможности для того, чтобы дать ребенку хорошее танцевальное образование. Причем это образование у вас бесплатное, тогда как в США, например, родители платят в месяц от 50 долларов и выше - в зависимости от квалификации педагога. Один-единственный урок классического танца стоит 5 - 7 долларов. В этом- главное отличие подготовки кадров для балетной сцены в странах Запада и у вас.
В СССР практически любой ребенок, даже если он не собирается становиться профессионалом, может научиться правильно танцевать, в частности в одном из многочисленных дворцов пионеров. Талантливые дети учатся в государственных хореографических училищах. Ваше правительство заботится о том, чтобы талант не пропал. В Америке хореографическая студия может работать в самом неподходящем для этого помещении, ее руководитель может быть совершенно неподходящим для этого человеком. Это никого не волнует. Отсутствие единой системы обучения и педагогов высокого класса не дает никакой гарантии правильного хореографического образования.
Поэтому, когда я привожу в вашу страну профессионалов, скажем, из США, каждый раз убеждаюсь, что, увидев воочию вашу систему обучения, они начинают по-настоящему понимать, какая огромная разница между постановкой преподавания балета у вас и в Америке.
Какое влияние оказывает, по Вашему мнению, советский балет на развитие мировой хореографии?
Я бы сказала, что школа русского, советского балета не "влияет" на балет других стран, а составляет самую надежную основу его. В этом и заключается передовая позиция балета вашей страны. Даже очень хорошие балетные труппы других стран - французская, английская - своими успехами во многом обязаны балету вашей страны. А советский балет очень строго бережет и тщательно развивает традиции русской балетной классики. Я считаю, что лучшие танцовщики во всех странах - в какой-то мере "продукт" русского балета. В США, например, всем известный хореограф Дж. Баланчин в свое время организовал балетную школу, которая заняла одно из ведущих мест в мире. Но ведь и сам Баланчин получил хореографическое образование и начинал свою карьеру в России.
Советские педагоги балета передавали и передают вашу школу классического танца артистам разных стран мира. Ольга Лепешинская работала в ФРГ и вырастила хороших танцовщиц. Е. Валукин работал в Канаде, Э. Володин - в Венесуэле. Кстати, ученик Володина, Янис Пикейрос из Венесуэлы, получил золотую медаль на IV Московском международном конкурсе артистов балета. Отличная балетная школа на Кубе, она тоже многое взяла у советской балетной системы.
В какой степени классический балет доступен широкой публике на Западе?
Судите сами. Билет на премьеру или гастроли хорошей труппы в Метрополитен-опера стоит 15 - 50 долларов. Самый дорогой билет в Большой театр или Кремлевский Дворец съездов стоит во время зарубежных гастролей 5 руб., а в остальные дни - 3 руб. 50 копеек. Когда я училась танцу, то, чтобы бесплатно смотреть балетные спектакли, я нанялась в театр гардеробщицей. Сейчас балетная молодежь на Западе, те, кто обучается танцевальному искусству, практически лишены возможности видеть балетные спектакли, да и люди старшего поколения могут позволить себе это лишь изредка, так как подобное удовольствие им не по карману.
Вы присутствовали на спектаклях советского балета во время его гастролей во многих странах мира. Как там встречают советское искусство?
Я была на гастролях вашего балета в Лондоне, Париже, США, Мексике... Всюду публика встречает его восторженно. Даже тогда, когда пресса под нажимом определенных кругов пытается повернуть вспять общественное мнение, публика остается глубоко признательной советским артистам за их высокое искусство. Потому что танец, музыка - выражение души народа. Я слышала 30 - 45-минутные овации и крики "браво!" после спектаклей советского балета. Это не требует комментария.
И не случайно поэтому за рубежом у балета вашей страны есть верные друзья и искренние поклонники. Я не могу не назвать имя рабочего из Лос-Анджелеса Дуайта Грэлла. Он работает на фабрике, где делают пуговицы, его заработок очень мал. Дуайт много читал, много думал о жизни, об искусстве и стал высокообразованным человеком. Самая глубокая его любовь - советский балет. 20 лет тому назад он начал собирать программки, афиши, рекламные листки, связанные с гастролями Большого театра из Москвы и Театра имени Кирова из Ленинграда. Это положило начало уникальному частному музею, рассказывающему о советском балете. Сейчас в нем множество экспонатов: театральные аксессуары, балетные туфли знаменитых танцовщиков, фотографии, книги альбомы, кассеты фильмов, многие из которых Дуайт снял сам. В музее устраиваются публичные вечера, на которых демонстрируются видеозаписи балетных спектаклей, кинопрограммы, посвященные советскому балету. Я часто прихожу на эти вечера и рассказываю людям о своих впечатлениях о поездках по СССР, о балете вашей страны. Без какой-либо материальной помощи со стороны местных властей, рассчитывая только на собственные скромные заработки и поддержку друзей, Дуайт Грэлл в течение двух десятилетий трудится для славы советского балета. Этот пример говорит о многом.
Смотрите также:
- В. Малахов - первый танцовщик мира →
- Все 32 лебедя - наша гордость! →
- Борис Эйфман, хореограф-шаман →