ДАВНЕНЬКО Мариинка не слышала такого шквала аплодисментов (хотя питерскую публику звездами не удивишь), как в тот вечер, когда давали "Жизель" с Малаховым и Вишневой. Затанцованная романтическая поэма засияла новой искренностью в исполнении российских мировых звезд. Это был спектакль в рамках балетного фестиваля, впервые организованного В. Гергиевым на сцене своего театра. Маэстро пригласил ведущих танцовщиков мира, среди которых выделяется наш соотечественник Владимир Малахов. В прошлом году японский журнал "Танец" и британский журнал "Танец в Европе" назвали Владимира МАЛАХОВА лучшим танцовщиком мира. После 10-летнего перерыва он выступил в России.
- ВЫ сейчас ведущий танцовщик мира, а здесь, в России, вас знают разве только заядлые балетоманы. Наверное, обидно?
- Нет, я не чувствую никаких обид. Мне сейчас 33 года, может быть, это возрастной пик для танцовщика, и я вполне востребован публикой, мои выступления расписаны на 2 года вперед. Неоднократно я получал и приглашения в Большой театр. Но обычно приглашают как-то спонтанно, за месяц-два до выступления. А я не могу прервать свои контракты и просто так приехать в Москву на неделю. Есть ощущение, что в России еще не очень хорошо научились работать "по-западному". Но в Петербурге я почувствовал атмосферу доброжелательности, если хотите, "родных стен", хотя очень волновался перед выходом на сцену. Мне хотелось бы чаще выступать здесь, тем более что ведущая солистка Мариинского театра Диана Вишнева, с которой я раньше танцевал в Нью-Йорке, сегодня, может быть, одна из самых ярких звезд балета в мире. Она настолько "удобная" партнерша, что я получил огромное удовольствие от нашего танца и надеюсь, что зрители тоже. Вообще, мне очень повезло, потому что я танцую с самыми замечательными балеринами - Алессандрой Ферри, Джулией Кент, Сюзан Джаффи. Правда, их в России, по-моему, не знают, хотя многие танцовщики приехали бы сюда только для того, чтобы приобщиться к истории балета, ощутить атмосферу безусловных столиц этого жанра. Ведь больших гонораров здесь не получить. Но почему-то никто не приглашает их.
- Как начинался ваш путь в балет?
- Я закончил Московское хореографическое училище у замечательного педагога Петра Антоновича Пестова, а потом со мной работал Наум Азарин. Руководители "Московского классического балета" В. Василев и Л. Касаткина взяли меня к себе в труппу сразу солистом. Я проработал в этом коллективе с 1986 по 1991 год, станцевав все ведущие партии репертуара, и очень благодарен судьбе за такое начало творческого пути.
- Что, на ваш взгляд, имеет большее значение для достижения успехов на сцене: природные данные или школа?
- Как ни банально звучит, и то и другое. Но есть и еще одна важная составляющая - воля. Я успешно учился и много работал, но после окончания училища все-таки не сразу стал танцевать на ведущих площадках мира. К сожалению, в Советском Союзе полностью проявить себя на сцене было очень сложно. Была жесткая репертуарная политика, мало современных постановок и экспериментов. А когда я уехал в 1991 году, то начался абсолютно новый этап в моей жизни.
Живу сценой
- ГДЕ в основном вам приходится выступать?
- У меня контракты с Американским балетным театром (АВТ), Венской оперой и Штутгартским балетом. Обычно танцовщики работают по одному контракту, но эти театры согласились меня "поделить". Очень много танцую в Японии и, конечно, в других странах Европы и Америки.
- А где вы все-таки живете?
- Хочется сказать, что живу я на сцене, но вы имеете в виду, наверное, иное. У меня квартира в Нью-Йорке на Бродвее и дом в Вене, но я редко бываю там - я ощущаю себя уже "человеком мира". Мне хорошо везде, потому что я вижу благодарную публику и понимаю, что неплохо делаю свою работу. Приходится очень много заниматься. К сожалению, у меня нет постоянного хореографа, но педагоги и репетиторы разных стран и национальностей дают мне очень много. Несколько номеров для меня поставили испанский хореограф Начо Дуато, немец Уве Шольц, в планах - новая работа с Джоном Ноймайером и Стэнтоном Уэлшем. Я стараюсь впитать всю палитру современной хореографии. Хотя классика остается для меня первичной основой танца. Я осознаю, что у меня настоящая русская школа, и пытаюсь сохранить ее.
- Я понимаю, что балет занимает всю вашу жизнь, как это обычно бывает у выдающихся артистов. И все-таки, что вы можете сказать о своей личной жизни и, может быть, об увлечениях?
- Сюда, в Петербург, приехали мои родители из Кривого Рога. Меня поразило то, что они ехали больше суток на поезде. А скоро они будут смотреть мой спектакль в Вене - к счастью, теперь в этом нет проблем. На личную жизнь времени остается очень мало. Но я очень люблю музыку, и, проживая в таких центрах музыки, как Вена и Нью-Йорк, я пытаюсь по возможности посещать филармонические концерты. Я очень люблю животных, и на отдыхе стараюсь бывать там, где сохранилась первозданная природа. Кроме того, я сотрудничаю с крупной японской компанией "Чакот", выпускающей мою балетную одежду, и работаю с Едзи Ямамото как модельер.
Сходить в Эрмитаж
- ВЫ смотрели премьеру "Щелкунчика" в постановке, декорациях и костюмах Михаила Шемякина с хореографией Кирилла Симонова. Какие у вас впечатления?
- Потрясающее оформление очень хорошо передает сказку Гофмана в отличие от либретто Петипа. Прекрасно звучал оркестр под управлением Валерия Гергиева, мы очень редко слышим такое исполнение на балетных спектаклях. В хореографии много интересного, и, хотя видно, что хореограф начинающий, мне кажется, у него большое будущее.
- Вы общаетесь с Михаилом Барышниковым?
- Тесно - нет. Барышникова в данный момент не интересует классический балет, мы лишь иногда встречаемся в балетных студиях. Зато я очень близко общаюсь с Наташей Макаровой. С большим удовольствием работал с ней над партией Солора в ее "Баядерке", и ее советы для меня были очень ценны.
- Я слышал, что вы сделали свою постановку "Баядерки".
- Действительно, два года назад на сцене Венской оперы состоялся мой дебют как постановщика в спектакле "Баядерка". Я сделал его в том виде, в каком он известен всем, но в 4-м акте полностью мои оригинальные танцы. Сейчас я ставлю также в Вене "Бал-маскарад" на музыку Верди, премьера - 11 марта.
- Когда вы снова приедете в Россию?
- Сейчас ведутся переговоры о моих выступлениях в Москве и Петербурге, так что, надеюсь, это состоится когда-нибудь. Но я хотел бы приехать и просто так сходить в Эрмитаж, погулять по городу. В этот раз мне не удалось посмотреть ваш город. Правда, успел заметить, что он очень запущен. Прекрасные дворцы во мраке, а на улицах очень грязно! От гостиницы "Астория", где я жил, до театра совсем недалеко, но дойти невозможно...
P. S. Вот парадоксы жизни: отвозя это интервью в редакцию, я в маршрутке встретил еще одну нашу мировую звезду балета - Аллу Осипенко (интервью с ней было в "АиФ" несколько лет назад). Она восхищалась Малаховым, виденным ею неоднократно за рубежом, и особенно его сольным номером "Вояж" на музыку Моцарта... Но как она сама, танцовщица с мировым именем, оказалась в общественном транспорте? Такое возможно, наверно, только у нас.