"Забраться на музыкальный олимп возможно, но удержаться там очень трудно. Один плохой спектакль - и ты летишь вниз", - утверждает ведущая солистка оперы Мариинского театра Анна Нетребко.
НА ЗАПАДЕ ее называют "звезда в джинсах", "оперная прима нового поколения". Анна действительно не похожа на оперных примадонн - худенькая, очень живая, имеет разряд по акробатике и легкой атлетике, любит модно одеваться и проводить время в шумных компаниях друзей. Друзей у нее хватает, а вот со временем - сплошной цейтнот. Ее выступления расписаны вперед на несколько лет. Нетребко жаждут заполучить самые лучшие оперные сцены мира. К счастью, в гастрольном графике певицы Россия стоит не на последнем месте. В конце июня Анна будет выступать в Питере на фестивале "Звезды белых ночей". На родине Нетребко любят и ценят. Подтверждение тому - Государственная премия в области культуры, недавно врученная ей президентом В. Путиным.
Певцу на сцене реклама не помогает
- ОПЕРА считается самым мимолетным и самым условным видом искусства в отличие от живописи, кино, литературы. Вышел на сцену, спел - и ничего не осталось. Как вы думаете: не убьет ли оперу современный ритм жизни?
- Таких сложных прогнозов я делать не берусь. Но по собственным ощущениям могу сказать, что опера - это потрясающее искусство хотя бы потому, что это живое искусство. И никакой самый мощный компьютер, никакие стереоустановки никогда не заменят звука живого человеческого голоса или оркестра.
- На Западе сейчас популярен жанр "кроссовер" - некий гибрид популярной музыки и классики. Как, по-вашему, имеет ли смысл смешивать "высокое" и "низкое"?
- Если этот жанр популярен - а он сегодня популярен, - значит, он имеет право на жизнь. Лично я этим заниматься не собираюсь. На мой взгляд, опера - элитарное искусство. До него надо, что называется, дозреть. Да, это не так просто. Но зато однажды, когда вы откроете для себя оперу, этот мир будет вас питать всю жизнь.
Я тоже далеко не сразу поняла прелести этого искусства. В детстве переключала телевизор каждый раз, когда там показывали оперный спектакль. Но, взрослея, начала ходить в Мариинский театр и в какой-то момент поняла, что это - нечто невероятно страстное, настоящее. И что этим я хочу заниматься всю жизнь.
- Ваша карьера складывается очень удачно и в России, и на Западе...
- Особенно на Западе.
- Но за границей сегодня масса русских певцов обивает пороги театров в надежде заключить контракт. Зачем? Может, на родине их карьера сложилась бы более успешно?
- В России их карьера не может сложиться хорошо, потому что у нас, к сожалению, на всю страну - два или три оперных театра, которые нормально функционируют. А каждая консерватория ежегодно выпускает до двадцати оперных певцов. Вот и смотрите - где они здесь могут пристроиться?
На Западе, кстати, хватает и своих певцов. Конкуренция высока. Но это - законы современного мира, которые мы не можем изменить.
- Сейчас все чаще звучит мнение, что в опере ХХI века многое решают деньги, внешность, связи, а не голос.
- То, что называется "промоушен", реклама, действительно очень важно. Но когда певец выходит на сцену, ему не помогает уже ничто. Если певец не может спеть, значит, он посредственность. И его удел - обивать пороги.
Пение - это тяжелый физический труд
- РАССКАЗЫВАЮТ, что в самом начале вашей блестящей карьеры вам пришлось даже уборщицей поработать. И что Гергиев вас именно тогда и заметил - когда вы в Мариинке полы мыли.
- Уборщицей в Мариинке я действительно подрабатывала, а вот все остальное - выдумки. На самом деле я выиграла Конкурс им. Глинки, и мы с моим педагогом решили, что можно попробовать прослушаться в Мариинский театр на небольшие партии. Меня взяли. Но пела я в итоге не Барбарину, а Сюзанну - одну из ведущих партий. Так решил режиссер. Я сидела на репетициях, а он меня попросил: "Ну-ка, сделай!" Я спела все с первого раза. И меня поставили на спектакль. Это было, наверное, первое везение в моей карьере.
- Считается, что голос надо "кормить". А у вас - идеальная фигура, ни одного лишнего килограмма.
- О! Есть я очень люблю и хорошо разбираюсь в разных кухнях мира. И мне иногда приходится собирать волю в кулак, чтобы не переборщить. Иногда это не получается, и тогда я (надувает щеки) расплываюсь. Как и любая женщина.
- Если много не есть, то откуда тогда силы берутся, чтобы петь сложнейшие партии?
- Я на сцене уже почти 15 лет. И мой рецепт успеха один - работать надо! Пение - это тяжелый физический труд, который требует, как и профессиональный спорт, ежедневных многочасовых тренировок. Просто так не выйдешь и не споешь.
- В России после спектакля актеры обычно шумной компанией едут куда-нибудь отмечать успех - в ресторан или на чью-нибудь кухню, где посиделки обычно затягиваются до утра. На Западе есть такая богемная жизнь?
- Это есть в каждой стране. Я вообще не сторонник пьянства, хотя могу отдать должное хорошим спиртным напиткам. На Западе не очень-то принято напиваться. Но весело провести время любят все. Напряженный режим работы не позволяет нам проводить ночи на дискотеке, поэтому после спектакля, как правило, мы едем в хороший ресторан.
- 5 миллионов рублей - Госпремия - это большие деньги для вас?
- Это огромные деньги! Пока еще не знаю, что с ними делать. Но обязательно потрачу их разумно. Точно не на себя. На себя я трачу то, что зарабатываю пением.
- По западным меркам вы состоятельный человек?
- Да, у меня все есть, мне ничего больше не надо, кроме здоровья и счастья моих близких.