Примерное время чтения: 4 минуты
112

Дирижер Владимир Федосеев об имитации чувств

Исполняется 75 лет Большому симфоническому оркестру им. П. И. Чайковского, который больше 30 лет возглавляет народный артист СССР, лауреат Государственных премий Владимир ФЕДОСЕЕВ.

- КОМПОЗИТОР Владимир Рубин, поздравляя БСО с 75-летием, сказал, что ваш оркестр - НАСТОЯЩИЙ. В то время как многие другие дирижеры и музыканты "имитируют чувства". Вы согласны с его мнением, Владимир Иванович?

- Конечно, я согласен. Только настоящие чувства передаются зрителю. А когда актер фальшивит, видно, что он "наигрывает". Имитировать можно все, и чувства - экспрессию, темперамент. Можно широко размахивать руками и вызывать этим даже реакцию публики. Но зрительская душа останется обманутой или незатронутой.

Сегодня - время скороспелости

- А ПОЧЕМУ имитация чувств стала такой распространенной, по вашему мнению?

- Потому что так легче. Чтобы передать мысль и чувство зрителю, нужно самому много думать, много работать. А сейчас - время скороспелости.

- Получается, наша публика так глупа и бесчувственна, что не может раскусить, где подлинность чувств, а где имитация?

- Она не глупа. Но она идет иногда на поводу. Например, музыкант в "экстазе", а публике это интересно. Аудиторию нужно воспитывать. Учить, если хотите, хорошими примерами, а не эффектными зрелищами. Особенно если речь идет о серьезной музыке. Проходит премьера, но публика сразу не идет на нее, ждут, что напишет рецензент. Если он говорит: "Идите", залы заполняются. Но часто бывает так: один критик пишет, что это потрясающе, другой - что плохо. Вкусовщина? Но где-то ведь истина должна быть? Пишут: "Мне не нравится". Что значит "не нравится"?! Нужны доказательства. Не любая критика полезна, а серьезная, аргументированная. Со стороны ведь виднее, художник не всегда может себя трезво оценить.

- Год назад вы сетовали, что Большой зал Консерватории переживает позорные времена. Что-то изменилось в лучшую сторону?

- Я говорил о том, что нельзя впускать в Большой зал Консерватории людей, которые не имеют никакого отношения к культуре. Даже если они заплатили большие деньги. Сейчас все покупается и продается. Этот процесс очень трудно остановить.

- Руководитель Художественного театра имени Чехова Олег Табаков сказал, что российские мастера культуры виноваты перед русской провинцией, т. к. она лишена возможности видеть московские, петербургские спектакли, концерты.

- Мы очень рады играть не только в Москве и Питере. Выступали недавно в Смоленске с огромной радостью. Там публика замечательная. Она искренна, неиспорченна, непредвзята. Если бы нас поддерживало Министерство культуры, мы чаще бы ездили по России. Вы знаете: на местах нет денег на то, чтобы оплатить нам даже дорогу. Может, кто-то и в обиде на столичных артистов. Но не наша это вина и не знак нашего пренебрежения ни в коем случае.

"Я приучил музыкантов любви к репетициям"

- БСО в этом году исполняется 75 лет. В наш век коллективов-однодневок такая дата просто поражает воображение. Почти половину этого срока оркестром руководите вы. Как считаете, какого самого важного результата достиг дирижер Владимир Федосеев за время своей работы?

- Я приучил музыкантов любви к работе, к репетиции, если это можно считать моим достижением. И еще. Я на протяжении всех 30 лет считал главной задачей получить звук теплый, "говорящий". Технических проблем сейчас почти ни у кого нет! А вот как говорить собственным голосом? Чтобы узнавали и чувствовали, какой оркестр играет?

- Но ваш Большой симфонический оркестр имени Чайковского узнают?

- Нас? Да, может быть. (Улыбается.)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно