Интервью с заместителем министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР А. И. СОРОКИНЫМ
- Какие выводы можно сделать сегодня, когда газопровод уже вступил в строй?
- Строительство магистрали вновь продемонстрировало миру огромные возможности экономического и научно-технического потенциала нашей страны, преимущества плановой системы хозяйствования. Но вместе с тем оно, как в капле воды, отразило и сложные обстоятельства современного витка мирового развития, противоборство сил, выступающих за расширение и укрепление международного экономического сотрудничества, и тех, которые пытаются это сотрудничество торпедировать.
Соглашение "газ - трубы" - крупнейшее экономическое соглашение из когда- либо заключенных между СССР и Западом. Оно предусматривало поставку в Западную Европу до 40 млрд. м"sup"3"/sup" советского газа в год и давало промышленности западных стран и Японии заказы на сумму более 10 млрд. долларов. Разрабатывался проект в 1978 г., в период разрядки, а подписание контракта пришлось на время, когда отношения между Востоком и Западом по хорошо известным причинам были значительно осложнены.
США, чтобы сорвать контракт, предложили взамен экспортировать в Западную Европу дополнительное количество своего угля. Потом поступили предложения о транспортировке сжиженного газа с Аляски. Словом, все что угодно, лишь бы не было поставок советского газа.
К чести многих промышленных фирм ФРГ, Франции, Англии, других стран надо сказать, что они не поддались давлению администрации Рейгана и продолжили поставки оборудования и труб в СССР, понимая при этом и свою несомненную выгоду и то, что разделение труда между государствами и их экономическое сотрудничество - тот путь, который имеет перспективу.
- Тем не менее, Алексей Иванович, некоторые читатели в своих письмах выражают беспокойство по поводу широких масштабов поставки советского природного газа за рубеж.
- Мне хорошо понятна хозяйская заинтересованность советских людей в рациональном использовании сырьевых ресурсов страны. Но в данном случае какие-либо сомнения напрасны. Стремительное наращивание добычи газа и расширение сети газопроводов позволяют нам без ущерба для экономического развития Советского Союза активно вводить природный газ во внешнеторговый обмен.
- Сибирский газ раньше срока пришел в Ужгород, и теперь направляется дальше, в страны Западной Европы. А какой конкретно путь ему предстоит после пересечения государственной границы нашей страны?
- Достигнув границы СССР в районе Ужгорода, газ пойдет дальше по территории Чехословакии. К трем действующим там ниткам транзитной системы прибавится четвертая, длиной около 860 км, которую сооружают чехословацкие друзья. Далее наш газ вольется в уже существующие магистрали и пойдет по двум основным направлениям - в Австрию и ФРГ. А уже оттуда - в Италию, Францию, Швейцарию, а также в Западный Берлин.
- Думается, стоит отметить, что магистраль Уренгой - Помары - Ужгород стала примером международного сотрудничества не только в использовании сырьевых ресурсов, но и в области совместной работы строителей разных стран.
- Да, в строительстве этого газопровода участвуют подрядные организации ряда стран социалистического содружества. Линейную часть газопровода на некоторых участках помогали прокладывать на территории нашей страны строители ГДР и Польши. В сооружении центральной ремонтной базы в Ужгороде примут участие чехословацкие строители. Несколько компрессорных станций, сопутствующие им промышленные объекты, жилые комплексы - это также область приложения усилий наших партнеров из ГДР, Польши и Югославии. Должен сказать, что атмосфера дружбы и взаимной выручки, которая царила во всех подразделениях многонационального коллектива, во многом способствовала успеху строительства.
- Сотрудничество со строителями из братских социалистических стран на сооружении подземных магистралей уже имеет долгую историю. Расскажите о нем, пожалуйста.
- Да, уже около двух десятилетий продолжается успешное сотрудничество в этой области стран - членов СЭВ. Первая крупная интернациональная стройка - нефтепровод "Дружба". В реализации проекта приняли участие пять стран, помимо нас, - ЧССР, Польша, Венгрия и ГДР. Сейчас эта система имеет протяженность почти 10 тыс. километров. К ней подключена нефть Сибири, Казахстана. И вот уже 21 год система прекрасно действует.
К слову сказать, и эта первая интернациональная стройка в свое время пережила "санкции". Правительство Аденауэра наложило тогда запрет на поставку в СССР труб большого диаметра. Что ж, мы в кратчайшие сроки научились делать нужные трубы.
Потом был еще целый ряд интернациональных строек, позволивших накопить соответствующий опыт и взяться за совместное осуществление в 1975 г. грандиозного проекта обустройства третьей очереди Оренбургского газового месторождения и строительства магистрального трубопровода "Союз" от Оренбурга до западной границы СССР. Генеральное соглашение было подписано главами правительств семи стран - НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР. Трасса "Союз" была, пожалуй, самой "партийной" из известных строек. В пятнадцатитысячном интернациональном коллективе трудились 5 тыс. коммунистов и 6 тыс. членов молодежных организаций. Высокоорганизованный интернациональный отряд рабочего класса социалистических стран олицетворял наше братское единство. И уже к сентябрю 1978 г. - невиданные по тем временам темпы - газопровод был построен.
- Алексей Иванович, хотелось бы сказать и о том, что опыт таких огромных строек сделал Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР компанией мирового уровня, которая за эти годы приобрела добрую славу во всем мире.
- Пожалуй, таких компаний, как наша, нет нигде. Миннефтегазстрой СССР на основе межправительственных соглашений и контрактов осуществляет строительство или оказывает техническое содействие в сооружении нефтяных и газовых объектов во многих странах. С его участием возведено свыше 40 объектов в Ираке и Иране, в Афганистане, Вьетнаме, Нигерии, Алжире, Анголе, Ливии, Финляндии и других странах. В настоящее время ведутся переговоры о строительстве ряда крупных нефтяных и газовых объектов в Эфиопии, Греции, Турции.
Особо надо подчеркнуть, что экономические связи нашей страны с развивающимися странами осуществляются на долговременной, устойчивой и взаимовыгодной основе и служат целям развития национальной экономики и укрепления экономической независимости этих стран. Где бы ни трудились специалисты Миннефтегазстроя, в числе главных задач они считают и подготовку кадров.
Наша страна выступала и всегда будет выступать за самое широкое деловое сотрудничество со всеми странами мира. Это еще раз доказывает и осуществление "контракта века", главный политический вывод которого заключается в том, что политика разрядки является единственной альтернативой конфронтации, а международное экономическое сотрудничество - важным средством укрепления взаимопонимания и доверия между народами.
СХЕМА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗА В ЗАПАДНУЮ ЕВРОПУ (по данным компании Рургаз, ФРГ)
Смотрите также:
- РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ. На пути к сокращению ядерных вооружений →
- Ракеты средней дальности и... народное хозяйство →
- Воля к миру должна смести горы оружия! →