В НАШЕЙ СТРАНЕ шесть творческих союзов. Главная их задача состоит в укреплении связи литературы и искусства с жизнью народа, в развитии многообразных форм общения художника с жизнью, во взаимообогащении и сближении культур социалистических наций в борьбе за высокое художественное мастерство.
В настоящее время в Союзе журналистов СССР, который является профессионально-творческим объединением, - 76 тыс. членов, в Союзе художников - более 18 тыс., Союзе архитекторов - свыше 16 тыс., Союзе писателей - около 9 тыс., Союзе кинематографистов - более 6 тыс., Союзе композиторов - свыше 2 тысяч членов.
Учитывая большое население нашей страны, эти цифры не очень велики. Однако, так сказать, "отдача" союзов в целом, безусловно, очень высока. Для миллионов советских людей добрыми спутниками жизни на долгие годы стали многие произведения наших мастеров культуры.
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО проявляет постоянную заботу о творческих союзах, обеспечивает творческих работников но возможности всем необходимым для выполнения их высокой миссии.
Возьмем, например, членов Союза художников. Им предоставлена возможность иметь мастерские, причем большую часть расходов по их содержанию, а также ремонт оплачивает творческая организация. Кроме того, Союз художников СССР выделяет большие средства на финансирование творческих поездок по нашей стране и за рубеж. В живописных местах нашей страны построены дома творчества и отдыха, где мастера изобразительного искусства могут работать один-два месяца в году за счет художественного фонда.
Немало льгот государство предоставляет и членам других творческих союзов. Естественно, что, создавая условия для работы, советский народ вправе ждать от них произведений высокого качества.
Конечно, не все проблемы в жизни творческих союзов уже решены. Это, впрочем, не скрывается от широкой общественности. За последнее время на страницах журналов "Музыкальная жизнь", "Творчество", "Журналист", "Архитектура СССР" и других появилось немало актуальных статей о задачах союзов. Например, недавно первый секретарь правления Союза архитекторов СССР А. Полянский в своей публикации вынес на обсуждение зодчих страны проблему, связанную со своеобразием архитектуры городов и сел страны, назвав ее ключевой в плане основных мероприятий союза. Статья вызвала широкий резонанс у архитекторов страны, родила немало свежих идей.
Между тем "радиоголоса" все чаще твердят о "всемогуществе" союзов, имея в виду прежде всего то, что литератор или художник в нашей стране, не являющийся членом соответствующей творческой организации, "не может" опубликовать свое произведение или принять участие в выставке. Но это заведомая ложь. Например, известный советский писатель В. Богомолов, - автор популярных рассказов, повестей и особенно романа "В августе сорок четвертого", произведений, которые широко изданы в нашей стране и за рубежом, - не является членом Союза писателей СССР.
Другой пример. Известно всем, в том числе наверняка и "советологам", что для вступления в творческий союз необходимы опубликованные, обнародованные произведения. Если бы их, по словам "радиоголосов", нельзя было опубликовать, то в союзы никто не мог бы вступить и они не могли бы существовать. Так что необоснованность "обвинения" очевидна.
В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ странах тоже есть творческие объединения. Призванные защищать профессиональные интересы писателей, композиторов, художников и других деятелей искусства, они нередко превращаются в обособленные, замкнутые касты, еще более закрепляющие изолированность художников от публики и интересов трудящихся масс.
В ФРГ, к примеру, Союз рабочих писателей на сегодняшний день насчитывает в своих рядах 370 литераторов, живущих в 30 городах страны. Несколько крупнее объединение художников этой страны, но ежегодно средствами поощрения, выделенными им - премиями, стипендиями, дотациями (не обеспечивающими, впрочем, прожиточного минимума) - могут пользоваться лишь 120 человек из 10 тыс. художников. В Англии из 100 тыс. художников не более 70 человек считаются "действительно художниками", то есть занимаются "свободным" творчеством. Остальные служат в промышленных корпорациях, в рекламных агентствах, в универсальных магазинах и в шоу-бизнесе.
Не лучше положение в капиталистических странах и основной массы писателей. Вот что пишет в своей книге "Литература, политика, жизнь" А. Чаковский о труде японских писателей: "Чтобы жить в элементарном достатке, у них есть только один путь: продать свой талант одному из журнальчиков-пиявок, тех, что выходят огромными тиражами, печатая бульварщину, граничащую с порнографией. Продай им свое перо, и тогда у тебя будут деньги, и большие деньги. Правда, отныне ты станешь рабом своего издателя".
Так что "обвинения", которые выдвигают "радиоголоса" в адрес советских творческих союзов, не имеют под собой почвы. А положение, в котором находится большая часть людей творческих профессий на Западе, иначе чем плачевным не назовешь.
В. ВОЛКОВ, член Союза журналистов СССР.
Смотрите также:
- НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. КПСС И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА →
- НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Литература, политика, жизнь →
- ЛЕНИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ. Печать в СССР →