Буржуазная пропаганда не оставляет попыток дискредитировать советскую систему управления экономикой. Любые меры, принимаемые по совершенствованию нашего хозяйственного механизма воспринимаются на Западе чуть ли не как чрезвычайные, свидетельствующие о неэффективности предыдущих. При этом умышленно упускается, что происходит в общем-то вполне закономерный процесс устранения возникающего несоответствия между достигнутым уровнем производительных сил и производственных отношений. То есть наши трудности - это трудности роста страны, первой прокладывающей путь к коммунистическому завтра.
"Аргументы и факты", как и вся советская пресса, уделяют постоянное внимание вопросам совершенствования хозяйственного механизма. Так, на страницах бюллетеня в предыдущие годы были опубликованы материалы, рассказывающие о том, что конкретно удалось сделать за период с 1979 г. для улучшения работы предприятий и стимулирования деятельности трудовых коллективов. Речь шла также об усилении роли нормативного планирования, внедрении новых оценочных показателей и т. д. Сегодня по просьбе читателей мы предлагаем материал, раскрывающий такую важную сторону совершенствования хозяйственного механизма, как расширение самостоятельности предприятий.
ЭФФЕКТИВНО хозяйствовать в современных условиях - одна из наших важнейших задач. Успешное ее решение позволит справиться с заданиями нынешней и заложить надежную основу для реализации планов последующих пятилеток.
К сожалению, несмотря на определенные достижения, министерства и ведомства после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма от 12 июля 1979 г. еще не до конца перестроили свою деятельность, не смогли преодолеть силу инерции привычных методов хозяйствования. Проводимые ими мероприятия и реформы нередко носили общий характер и были недостаточно ориентированы на повышение эффективности и качества работы. Не везде также смогли наладить четкий контроль за осуществлением намеченных мер, да и выполняются они иногда формально, что не дает должных результатов. Словом, переход на новые условия хозяйствования протекает не без трудностей.
Так, в соответствии с упоминавшимся уже постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. предусматривалось в течение 2 - 3 лет завершить формирование производственных объединений в качестве основного хозрасчетного звена в промышленности. Объединения позволяют полнее осуществлять специализацию и кооперирование производства, централизацию вспомогательных и подсобных служб, лучше увязать между собой научно-исследовательские, технологические, экспериментальные и производственные работы. Тем самым объединения дают возможность расширить права, хозяйственную самостоятельность и ответственность предприятий. Но, к сожалению, формирование производственных и научно-производственных объединений до сих пор еще не закончено. Их доля в общем объеме реализованной продукции в 1982 г. составила всего 49,5 процента. К тому же объединения создаются, как правило, на основе предприятий, подчиненных лишь одному министерству, что, конечно, в определенной степени ограничивает возможности углубления специализации и кооперирования производства.
Для достижения более полного соответствия организационной структуры, форм и методов управления планируемому уровню развития производительных сил и обеспечения на этой основе ускорения темпов роста экономики сделать надо немало.
Предстоит создать такую структуру управления, которая исключила бы межведомственную разобщенность общественного производства. Необходимо также создать условия для повышения комплексности отраслевого и территориального управления, четко разграничить сферы ответственности между органами управления на всех уровнях и, как указывалось на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, практически подойти к решению вопроса о повышении хозяйственной самостоятельности объединений и предприятий. При этом прежде всего имелось в виду обеспечение предпосылок для ускорения научно-технического прогресса, рационального использования ресурсов.
Принятое 14 июля 1983 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы" касается основного звена системы хозяйствования в промышленности. Ведь именно в производственных объединениях и на предприятиях создаются материальные ценности, решается судьба развития экономики.
Поэтому, не умаляя значения других, более высоких звеньев в системе управления - промышленных объединений, министерств и ведомств, - отметим, что они лишь создают условия для эффективной работы этого основного звена. В конечном же счете эффективность всей системы управления проявляется в результативности работы производственных объединений и предприятий.
Новое постановление опирается на положения названного выше постановления от 12 июля 1979 г. и не отменяет, а развивает их, т. к. практика показала правильность намеченных путей совершенствования хозяйственного механизма. Вместе с тем она выявила, что сохраняется излишняя регламентация работы предприятий, ограничиваются их права в использовании образуемых фондов, система стимулирования все еще недостаточно увязана с конечными результатами деятельности.
ПОКАЗАТЕЛЕЙ "СВЕРХУ" СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ
В связи со сказанным предусмотрено существенно сократить количество утверждаемых "сверху" показателей. До последнего времени число таковых доходило до 80 - 100. Причем большая часть этих показателей определяла разного рода промежуточные результаты и затраты, что сковывало инициативу трудовых коллективов.
Конечные же результаты их деятельности, т. е. то, что нужно обществу, выражаются в количестве и качестве произведенной продукции, в соответствии ее поставок по ассортименту и срокам, в затратах на производство, в полученной прибыли. Поэтому теперь в числе утверждаемых для предприятий остаются только задания по:
- объему реализации продукции с учетом заключенных договоров;
- номенклатуре и объему важнейших видов продукции в натуральном выражении;
- росту производительности труда;
- повышению качества изделий;
- прибыли и снижению себестоимости продукции.
Отметим, что последний показатель был у нас неоправданно забыт, хотя он наиболее полно отражает усилия предприятий как по экономии материалов, так и по лучшему использованию фонда заработной платы, трудовых ресурсов и производственных фондов. Такое положение явилось одной из причин того, что в последние годы значительно уменьшилась доля прибыли, получаемой за счет снижения себестоимости продукции.
В качестве важнейшего инструмента, обеспечивающего усиление централизованного управления одновременно с расширением прав и повышением ответственности предприятий за результаты деятельности, постановлением определены стабильные экономические нормативы, которые будут доводиться предприятиям до начала составления пятилетнего плана и - что очень важно - оставаться неизменными в течение пятилетки. К таким нормативам относятся:
- норматив формирования фонда заработной платы в зависимости от конечных результатов работы;
- норматив отчисления от расчетной прибыли в бюджет;
- норматив образования фонда развития производства;
- норматив фонда материального поощрения;
- норматив фонда социально-культурных мероприятий;
- норматив единого фонда развития науки и техники.
Трудовые коллективы смогут по собственному усмотрению с учетом целесообразности использовать образуемые по этим нормативам фонды.
РАСТЕТ ДЕЙСТВЕННОСТЬ СТИМУЛОВ
Чтобы полнее увязать систему стимулирования деятельности предприятий с конечными результатами их работы, установлено, что оценка их деятельности и образование фонда материального поощрения будут осуществляться прежде всего по показателям:
- объема реализации продукции с учетом обязательств по поставкам и в соответствии с заключенными договорами;
- эффективности производства (применительно к особенностям отраслей). Сюда могут быть отнесены рост технического уровня (качества) продукции, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции (увеличение прибыли), использование производственных фондов.
Но, подчеркиваем, на первый план выдвинуто выполнение обязательств по поставкам. Только при этом условии будут выплачиваться теперь премии руководящим работникам объединений и предприятий.
В целях улучшения использования производственного потенциала объединениям (предприятиям) предоставлено право не только полного распоряжения фондом развития, средства которого теперь изъятию не подлежат, но и:
- осуществлять техническое перевооружение производства за счет части средств амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт;
- более широко пользоваться кредитом;
- самостоятельно использовать часть средств единого фонда развития науки и техники для проведения по своей инициативе проектно-конструкторских работ, связанных с созданием новой техники, а также для компенсации повышенных затрат в период ее освоения.
Предоставляется возможность внедрять прогрессивные системы материального стимулирования конструкторов и технологов (эксперимент, в частности, проводится в Ленинграде).
Но действовать в таком деле, как расширение прав предприятий и повышение их ответственности при нашем крупномасштабном хозяйстве, нужно осмотрительно, без спешки, проведя предварительно эксперименты. Словом, требуется тщательная проверка и практическое апробирование намеченных мер. Поэтому в целях дальнейшего совершенствования хозяйственного механизма с 1 января 1984 г. в пяти различных по характеру отраслях у нас осуществляется крупный экономический эксперимент.
Он позволит полнее учесть специфические особенности каждой отрасли, а затем распространить все лучшее на предприятия других министерств. С учетом результатов эксперимента будут определены те меры по расширению прав и усилению ответственности объединений и предприятий за результаты их деятельности, которые в 12-й пятилетке получат внедрение во всей промышленности.
В. ЩЕГЛОВСКИЙ, кандидат экономических наук.
Смотрите также:
- НА 8 АВГУСТА 1989 г. В СССР ЗАРЕГИСТРИРОВАНО 786 СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Кому выгодны совместные предприятия? →
- ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Хозяйственный механизм: Пути совершенствования →
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА. Если вы заработали валюту... →