[Есть ответы] Ваши вопросы от 05.03.1984

   
   

Расскажите, пожалуйста, из каких источников складываются бюджеты местных Советов народных депутатов, как они распределяются.

И. Селезнева, Свердловск.

ВЕЛИКА РОЛЬ местных Советов народных депутатов в нашей стране. Являясь единственными органами государственной власти на местах, они активно участвуют в экономической, социальной и культурной жизни советского общества. В их компетенции - организация бесплатных в нашей стране образования и здравоохранения. В Ведении местных органов власти - вопросы работы общественного транспорта, торговли, бытового обслуживания, жилищного строительства, благоустройства улиц, площадей, жилых кварталов. На местные Советы возложена охрана общественного порядка. Они осуществляют, на подведомственной территории пенсионное обеспечение.

Все это, разумеется, требует немалых средств. Они выделяются в основном из государственного бюджета, который в подавляющей своей части складывается из отчислений от нашей социалистической экономики. В местные бюджеты передается часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения. В формировании доходов этих бюджетов ныне участвуют и предприятия союзного значения, находящиеся на территории Совета.

Самыми прочными нитями связаны местные бюджеты с деятельностью предприятий и организаций местного подчинения. В бюджет местного Совета идет налог с оборота магазинов, кафе, столовых, ресторанов. Пополняются бюджеты местных органов власти от доходов театров, кинотеатров, стадионов, других зрелищных учреждений. Свои отчисления вносят в эти бюджеты ателье, прачечные, комбинаты бытового обслуживания. Незначительным источником, пополняющим бюджет местных органов власти, являются налоги и сборы с граждан. К ним относятся, например, налог с личных строений, сбор с владельцев личных автомобилей, мотоциклов.

Размер бюджета местного органа власти во многом зависит от того, какие и сколько предприятий находятся на подведомственной Совету территории. Этот показатель не везде одинаков. Для того, чтобы социальное развитие отдельных городов, поселков или деревень осуществлялась, по возможности, равномерно, государство выделяет им общенациональные средства на Строительство и содержание жилья, больниц, школ, культурных и спортивных учреждений в соответствии с численностью населения и местными условиями.

Коммунистическая партия, Советское государство проявляют постоянную заботу о росте бюджетов местных органов власти. За последние 15 лет эти бюджеты удвоились и превышают 50 млрд. рублей.

На какие же нужды идут эти средства? Значительная часть их выделяется на строительство жилья. Но следует заметить, что жилье для своих работников строят и сами предприятия, расположенные в том или ином городе, поселке. Так в нашей стране возводится основная масса жилых домов. Все квартиры в них распределяются только под контролем Советов. Так как новоселы не возмещают строительных расходов, а квартплата покрывает лишь часть средств, расходуемых на эксплуатацию жилья, из бюджета местного Совета выделяются на эти цели дотации. Необходимы они и на коммунальное хозяйство.

Значительные средства из бюджетов местных Советов идут на бесплатные для каждого из нас просвещение и медицинское обслуживание. За счет этих бюджетов также охраняются и восстанавливаются памятники истории и культуры, озеленяются улицы и жилые кварталы.

Таким образом, как видно из сказанного, бюджеты местных органов власти у нас в стране распределяются с учетом интересов всех и каждого.

* * *

Известно, что в последнее время в нашей стране значительно возросла интенсивность движения на железных дорогах. Кстати, она у нас самая высокая в мире. Как объясняют железнодорожники, такая напряженная эксплуатация путей приводит к их быстрому износу, а интервалы движения очень плотные и поэтому трудно найти время для проведения ремонтных работ. Этим вызываются и случаи отклонения поездов от графика движения. "Голоса" же твердят, что у нас слабо внедряется новая техника на железной дороге. Возникает вопрос: что предпринимается в этой области, существует ли новая техника для ремонта путей?

В. Ознобишин, агитатор, Тольятти.

Действительно, в СССР самая высокая в мире грузонапряженность дорог - на один километр сети приходится в среднем около 25 млн. тонно- километров. Интервалы движения поездов на самых напряженных участках составляют всего 5-6 минут. Естественно, что при таком положении дел трудно найти время для проведения ремонтных работ. Технологические окна, предоставляемые путейцам для восстановления вышедших из строя участков, составляют всего несколько часов.

Вот почему в нашей стране в последние годы был взят курс на машинизацию текущего содержания пути. Советским инженерам и конструкторам удалось создать комплекс высокопроизводительных машин и механизмов, способных в короткие паузы движения транспорта выполнить большой объем работ.

Советская техника по ремонту пути получила сегодня признание во всем мире. Многие машины, созданные в СССР, не имеют аналогов за рубежом. За последние годы на магистралях появились современные мощные путеукладчики, снегоуборочная, землеуборочная и другая техника. Всего более 30 различных агрегатов. Машинный способ текущего содержания пути, как показывают расчеты, позволит снизить затраты труда в 2 - 3 раза.

Например, мощный укладочный кран способен уложить за час 750 метров пути. Машина для выправки, установки рельсо-шпальной решетки в нужное положение обрабатывает 3 км пути в час.

Советские специалисты создали путевой моторный гайковерт, предназначенный для автоматического завертывания, отвертывания и смазки гаек и болтов. Непрерывно двигаясь по рельсам, машина обрабатывает в час около километра пути. Гайковерт обслуживают три человека, он заменяет труд почти 100 ремонтников.

Для борьбы со снегом на перегонах успешно применяются плуговые и роторные машины, На станциях широко используются снегоуборочные поезда.

Сейчас проходят испытания и готовятся к выпуску несколько новых агрегатов.

Таким образом, при достаточном насыщении железнодорожного хозяйства подобными машинами будут устраняться и сбои в движении поездов. Именно такую задачу ставят перед собой, железнодорожники. Так, планом на нынешний год грузооборот намечено увеличить на 50 млрд. тонно-километров по сравнению с 1983 г. Пассажирооборот должен составить 366 млрд. пассажиро-километров. Производительность труда намечено в 1984 г. поднять на 1,8 проц., и еще один процент будет обеспечен сверх плана.

* * *

Много говорят и пишут о явлении массовой культуры. В этой связи хотелось бы получить ответы на следующие вопросы: в чем суть "массовой культуры", можно ли считать ее явлением общечеловеческим и есть ли она в нашей стране?

В. Лысенко, пропагандист, Мытищи.

В ХОДЕ многомесячной дискуссии, проходившей недавно на страницах "Литературной газеты" и газеты "Советская культура", затрагивались эти вопросы. В дискуссии участвовали видные советские писатели, критики, ученые, литературоведы.

В ЧЕМ СУЩНОСТЬ "МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ"?

   
   

Участники дискуссии подтвердили советскую точку зрения на "массовую культуру" (сокращенно - "маскульт"): это не просто искусство второго сорта, как полагают обычно; это и определенный образ жизни, порожденный капитализмом, средство интеллектуального подавления масс. "Маскульт" не только не приобщает, а наоборот, отделяет народ от подлинных духовных ценностей.

Была рассмотрена и бытующая на Западе противоположная точка зрения, которая видит в "маскульте" проявление демократизма. Сторонники этой версии противопоставляют произведения "массовой культуры", понятной большинству, культуре "элитарной", доступной лишь избранным, снобам. Между тем противопоставление это, по мнению участников дискуссии, надуманно, различие - чисто внешнее. И "маскульт", и "элитаризм" - явления буржуазного общества, в сути своей довольно схожие, они отвлекают внимание человека от острых, жизненно важных проблем.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ "МАСКУЛЬТ" ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФЕНОМЕНОМ?

Большинство буржуазных исследователей рассматривает "массовую культуру" как общечеловеческий феномен, не связанный с социальным строем. Они считают, что с ростом производительных сил общества увеличивается размах распространения культуры с помощью технических средств информации. Это, безусловно, так. Но само использование их, как показали участники дискуссии на страницах "Литературной газеты", вовсе не обязательно ведет к "всемирной победе "маскульта".

Технические средства нейтральны по отношению к содержанию информации. И они с успехом могут быть использованы и для утверждения подлинной, демократической культуры. Поэтому неправы те, кто считает, что проникновение электроники в средства массовой коммуникации превратило мир в "глобальную деревню", где царствует "маскульт". Даже в такой цитадели "массовой культуры", как США, действует и развивается демократическая литература и искусство.

Для советской точки зрения критерием сравнения культур является не средство их распространения, а их содержание. Социалистическая литература и искусство, указывали участники дискуссии, противостоят не принципу массовости, а "массовой культуре" в кавычках, тому бездуховному явлению, которое с циничной откровенностью названо на Западе культурой "для масс", что звучит в устах идеологов почти как "культура для бедных", "культура для нищих", для нищих духом, каковыми считают и в действительности стремятся сделать народные массы творцы "маскульта".

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ "МАСКУЛЬТ" В СССР?

Цели и задачи советской литературы и искусства прямо противоположны целям и задачам западной "массовой культуры". Однако означает ли это, что в СССР не выходят малохудожественные издания, не появляются порой "серые" кинофильмы, легковесные по содержанию театральные спектакли?

Конечно, нет. Слабых произведений к сожалению, достаточно, чтобы их заметить. Но хотя эти работы не отвечают вкусу нашего читателя и зрителя (об этом обычно свидетельствует немедленная реакция - письма в редакции газет, в издательства, авторам, редакторам), они никогда не оскорбляют его достоинства. В них не смакуются преступления, а пропаганда расизма, войны, насилия вообще запрещена советскими законами.

Цель отечественной художественной культуры - возвеличивание человека, воспитание гармонически развитой личности, сознательного гражданина, думающего и о своей Родине и о судьбах мира; цель же "маскульта" - воспитание усредненной личности с притуплённым общественным сознанием. Наконец, и это очень важно, социалистическая культура опирается на лучшие традиции национальных культур, в то время как "массовая" - космополитична по своей сути. "Культура, - отметил участвовавший в дискуссии известный советский литературовед, академик Д. Лихачев, - движется вперед путем накоплен и я, а не отталкивания от прошлого".

Один из основных доводов сторонников "массовой культуры" гласит: простой народ не в состоянии постигнуть высокое искусство, подлинную литературу, серьезную музыку. Поэтому "маскульт" для него - благо: лучше уж это, чем ничего.

Несостоятельность подобных утверждений подтверждается всем опытом культурного строительства в СССР, целью которого было и остается приобщение всего народа к настоящему искусству. СССР занимает первое место в мире по числу посещений театров - основу репертуара в них составляют серьезные пьесы большого социального звучания - и концертных залов, где исполняется музыка Бетховена, Гайдна, Чайковского, Шостаковича.

Советский народ - и самый читающий народ.

Книги Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Белова, Ю. Бондарева, В. Быкова, Н. Думбадзе, А. Иванова, Г. Маркова и многих-многих других писателей стали, та сказать, массовым чтением миллионов советских людей. Читательские симпатии в данном случае убедительно свидетельствуют о возросшем художественном вкусе и о тяге к тем произведениям, где можно найти подлинные приметы времени.

Однако все сказанное не исключает возможности определенного влияния "маскульта" на некоторые категории людей в СССР. Как отмечал, подводя итоги дискуссии, известный советский литературный критик Ф. Кузнецов, было бы преждевременно думать, "будто мелкобуржуазное сознание, буржуазная потребительская психология канули в Лету окончательно. Они резко сдали свои позиции, но еще существуют и с жадностью резонируют на взрыв потребительских инстинктов, инспирированных современным буржуазным Западом в последние десятилетия".

Все это учитывают советские мастера искусства, чьи лучшие произведения были и будут надежным заслоном натиску антигуманной буржуазной псевдокультуры, называемой "маскультом".

Ответы подготовили: В. ВОРОНЕЦКИЙ, А. ДАВИДЯНЦ, Г. ПЕТРОСЯН.

Смотрите также: