Примерное время чтения: 7 минут
77

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Культурная политика страны

Беседа нашего корреспондента В. Волкова с заместителем министра культуры СССР П. ШАБАНОВЫМ.

КОРР. Петр Ильич, вначале хотелось бы услышать от вас ответ на вопрос, который нередко бывает предметом политических спекуляций. Кое-кто на Западе утверждает, что советская культура в настоящее время переживает кризис, так как "истинных творцов" культуры якобы уже в стране нет. Они - на Западе, а новые таланты не рождаются. Ваше мнение на этот счет?

ШАБАНОВ. Прежде всего замечу, что такие высказывания рождаются, как правило, из уст разного рода отщепенцев и "советологов". Первым это нужно для саморекламы, так как их иллюзии о райской жизни на Западе сразу же по приезде улетучиваются, а вторые выполняют социальный заказ - ведут "психологическую войну" против СССР. Вот они и объявляют одного "великим писателем", другого - "великим танцором", третьего - "великим режиссером". Естественно, что такие оценки - далеки от истины.

Уход этих "личностей" из нашей культуры ее вовсе не ослабил, У нас немало ярких и самобытных имен в хореографии, живописи, музыке, литературе. Поверьте, что перечисление имен заняло бы у меня значительную часть статьи. Как, впрочем, и откликов зарубежной общественности о мастерстве представителей советской многонациональной культуры.

Наша страна обладает огромным духовным богатствам. У нас свои критерии в оценке культуры, свои точки отсчета. Мы никогда не опустимся до пресловутой "массовой культуры", которую ставят в пример другим, скажем, идеологи США.

Но естественно, что свои проблемы мы знаем и не пытаемся их скрывать. Далеко не все произведения нас удовлетворяют. Серость, невыразительность, посредственность еще вольно себя чувствуют на экранах, на сценах, на книжных полках. Больше стало так называемых "потребителей культуры". Разумеется, очень важно, чтобы как можно больше людей хотели и имели возможность слушать музыку или посещать картинные галереи. Но важно также, чтобы как можно больше людей хотели и имели возможность сами играть на музыкальных инструментах, петь или рисовать.

КОРР. Во время прошлогодней поездки М. С. Горбачева в Нижневартовск трудящиеся говорили, что быстро растущему городу не хватает кинотеатров, концертных залов, а значит, и хорошие артисты приезжают редко. Поступили аналогичные сигналы и из других мест. Очевидно, налицо просчеты в планировании объектов культуры?

ШАБАНОВ. В данном случае - да. К сожалению, до недавнего прошлого объекты культуры не "угонялись" за быстро растущей промышленностью страны. Да и что греха таить, порой их считали "второстепенными", не придавали им должного значения. Ассигнования, выделяемые на их строительство, перераспределяли, строительство домов культуры, клубов "замораживалось". Сейчас положение изменилось к лучшему.

Но волнуют нас и другие факты. Во многих крупных городах снизилось посещение кинотеатров. Во многих театрах страны спектакли проходят при полупустых залах. Эта ситуация возникла потому, что искусство иногда робко и порой художественно невыразительно показывает ключевые проблемы нашей жизни.

Пока что найдешь считанные пьесы, где впечатляюще раскрывается духовный облик современника, нравственная атмосфера сегодняшнего дня. Советские люди остро реагируют на такие просчеты. Им не нужны поделки, им нужна подлинная, высокоидейная, высокохудожественная культура.

Особенно это важно сегодня, когда курс партии на ускорение неразрывно связан с усилением роли человеческого фактора, когда несоизмеримо вырастает роль искусства в развитии творческих начал личности, в формировании у каждого труженика высокой гражданской активности.

КОРР. Интересно узнать ваше мнение, как человека, впрямую связанного с практическими вопросами государственного развития культуры, относительно выдвинутого недругами утверждения, что планирование в области культуры якобы "убивает" в СССР разнообразив культурных проявлений, ведет к однообразию и ограничивает свободу творчества.

ШАБАНОВ. Отмечу сразу, что такое планирование нам жизненно необходимо. И подходим мы к нему строго дифференцированно. Прежде всего мы стремимся, чтобы более быстрыми темпами культура развивалась на селе. На это нас со всей определенностью нацеливает партия. Форсирование строительства кинотеатров, выставочных залов, домов культуры наблюдается и в районах Сибири и Дальнего Востока, то есть там, где идет интенсивное развитие экономического потенциала страны.

Чтобы представить в целом размах культурного строительства в нашей стране, приведу несколько цифр. У нас работают 639 профессиональных театров, 170 концертных организаций, в которых около 400 филармонических коллективов, в том числе 61 симфонический оркестр, 32 хоровые капеллы; 138 тыс. клубов и домов культуры, 1936 музеев, 1169 парков культуры и отдыха. Мы гордимся, что СССР - самая "книжная" и читающая держава в мире, что мы занимаем первое место по числу издаваемой переводной литературы. 330 тыс. библиотек посещает более 220 млн. читателей.

Каждый год собирают многих слушателей всесоюзные фестивали советской музыки "Русская зима", "Московская осень", "Саянские огни", "Мелодии Советского Закавказья". А всего проводится около 20 всесоюзных и более 70 республиканских, областных фестивалей музыкального искусства.

Ассигнования на культурные нужды общества значатся в планах экономического и социального развития СССР наряду с важнейшими статьями расходов государства. Средства выделяются огромные, и с каждым годом отчисления из государственного бюджета на развитие культуры возрастают. В 1986 г. на эти цели запланировано израсходовать около 6,5 млрд. рублей. Эти деньги идут на строительство и содержание объектов культуры, различные дотации театрам, филармоническим оркестрам.

Конечно, цель такого планирования состоит в том, чтобы максимально сблизить условия жизни для жителей города и села, центральных и периферийных районов.

Кстати, наши ученые совместно с работниками культуры рассчитывают и средние "нормы" потребления культуры. Естественно, что мы их никому насильно не навязываем. Эти нормы - своего рода минимум культурных возможностей, которые мы считаем своей обязанностью предоставить советскому человеку. И в такой политике государственного планирования нет намека на ограничение свободы творчества и культурного выбора.

Мы стремимся к тому, чтобы количественный рост учреждений культуры соответствовал и качественным изменениям, которые опираются на лучшие достижения советского искусства, на высокое профессиональное мастерство творческой интеллигенции.

Так что говорить о негативных последствиях "радикального вмешательства" государства в культуру правомерно, на мой взгляд, лишь в том случае, если государство преследует цели, не совпадающие с интересами и нуждами народа, отсекает широкие слои населения от высокой культуры, подменяя ее суррогатами "массовой культуры". Именно так, кстати, происходит на Западе, откуда и исходят упреки в наш адрес.

КОРР. Что нового появится в стране в нынешнем пятилетии из объектов культурного назначения?

ШАБАНОВ. В Новгороде, Новороссийске будут построены драматические театры, летний музыкальный театр в Астрахани. Дворец пионеров, оснащенный по последнему слову техники, появится в Ужгороде, будет закончена реконструкция МХАТа имени Горького, цирка в Москве на Цветном бульваре, театров в Иванове, Симферополе. В Нижневартовске будут построены кинотеатры, а в дальнейшем концертный зал, музей, библиотека. И этот перечень для страны далеко не полный.

КОРР. Оправдали ли себя культурно-спортивные комплексы, о которых в нашей печати появляется немало как позитивных, так и критических статей?

ШАБАНОВ. В целом да. Сейчас в нашей стране их насчитывается около 13 тыс., а к концу пятилетия это число, видимо, удвоится.

В поселке Звездино Омской области, например, прекрасно зарекомендовал себя сельский культурно-спортивный комплекс. В него входят центральный Дом культуры, 4 клуба- филиала, стадион, детская музыкальная и спортивная школы, библиотеки, киноустановка. В исполкоме сельского Совета у комплекса свой специальный счет, на который поступают деньги из нескольких хозяйств. Объединенными средствами и силами удается немало сделать сегодня и уверенно планировать перспективу развития культуры, бороться с таким негативным явлением, как пьянство.

Но в работе КСК есть еще немало нерешенных проблем. Не хватает квалифицированных кадров, кое-где объединение в культурно-спортивный комплекс произошло лишь по форме, но не по существу. И мы стремимся ликвидировать недоработки.

Новые, прогрессивные формы совершенствования развития культуры, повышения ее роли в воспитании трудящихся появляются ныне во многих республиках. В Литовской ССР, например, накоплен большой опыт работы с творческой молодежью. Скажем, организуются летние лагеря, где вместе отдыхают, работают над новыми произведениями, встречаются с ведущими мастерами, общественными деятелями, ведут дискуссии по широкому кругу вопросов молодые представители литературы и музыки, театра и кино, изобразительного искусства и эстрады. Такие встречи помогают молодым преодолевать известную "цеховую" замкнутость, позволяют шире взглянуть на собственное творчество с высоты задач, стоящих перед республикой, всей страной.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно