Примерное время чтения: 8 минут
206

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Идеология, политика, культура. О некоторых проблемах развития культуры

На вопросы нашего корреспондента В. ВОЛКОВА отвечает первый заместитель министра культуры СССР Ю. БАРАБАШ.

Юрий Яковлевич, известно, что успехи культурного строительства в СССР вызывают у наших идейных противников на Западе злобу и неприязнь, являются объектом лжи и клеветы. Какие приемы пускаются нашими недругами в ход, чтобы извратить действительное положение дел?

БАРАБАШ. Надо сказать, что они достаточно однообразны: сначала искажается действительный ход событий, замалчивается фактическая сторона дела и создается некая надуманная "модель" развития социалистической культуры, не имеющая ничего общего с действительностью, а затем с пафосом и апломбом эта модель подвергается "уничтожающей критике".

Буржуазные идеологи, например, на все голоса твердят о том, что социалистическая культура якобы ведет к уничтожению национальной культурной специфики. Однако при этом они не могут привести никаких фактов. А именно факты говорят об обратном.

Так, до Великой Октябрьской социалистической революции среди туркмен, киргизов, узбеков, таджиков грамоту знали буквально единицы. На территории Узбекистана и Казахстана не было ни одного высшего учебного заведения. В Киргизии, Таджикистане, Туркмении отсутствовали не только вузы, но и средние специальные учебные заведения.

Сейчас же в республиках Средней Азии и в Казахстане 126 высших учебных заведений. В них - почти 720 тыс. студентов. Это в 4 с лишним раза больше, чем обучалось во всех вузах царской России. Удельный вес студентов среди населения этих республик выше, чем в ряде развитых капиталистических стран.

В царское время только 13 проживающих в России народов имели свою художественную литературу. А в Казахстане, например, ни один национальный писатель при жизни не увидел своего произведения напечатанным на родном языке.

За годы же Советской власти книги и брошюры выходили почти на 162 языках, в том числе на 89 языках народов СССР. В прошлом казахи, узбеки, таджики практически не знали профессионального искусства, теперь в республиках имеются оперные, балетные театры.

При этом культуре каждой нации присущи специфически национальные черты и традиции, выражающие особенности исторического развития этой нации, ее национального самосознания, быта, характера, географической среды. Каждая национальная культура питается не только из собственных родников, но и сполна черпает из духовного богатства других братских народов. Этот плодотворный процесс не приводит к угасанию национальной специфики, как пытаются изобразить наши недруги, а, наоборот, всемерно способствует выявлению и развитию всего ценного, чем богата каждая национальная культура.

Западные идеологи в различных дискуссиях нередко навязывают нам, точку зрения, что государству вроде бы не нужно заниматься вопросами культуры. Оно должно лишь не мешать ей развиваться по своим законам. Но к чему сводится подобный тезис на практике?

БАРАБАШ. Если не государство, то кто же? Бизнес? Общеизвестно, что бизнесу, вкладывающему средства в культурные акции, нет никакого дела до интересов широких масс, а тем более - отдельных личностей. Им движут либо коммерческие, либо классовые цели.

Принципиальной особенностью социалистической культуры является то, что она создается народом, поэтому вовлечение масс в активную творческую деятельность - важнейшая задача культурного строительства. Только в рамках такой активной творческой деятельности может эффективно идти процесс всестороннего развития и каждого отдельного человека.

Становление активной жизненной позиции неразрывно связано с формированием у человека системы передовых идей и положительных идеалов. Идейная убежденность советских людей - одно из величайших завоеваний социализма. Воспитание такой убежденности КПСС рассматривает как важную функцию социалистической культуры, ибо идейная направленность искусства - важнейший показатель его социальной зрелости, силы его воздействия на умы и сердца людей, критерий его гражданственности.

Возвеличивая нравственную позицию личности, создавая высокохудожественные образы нравственно цельных борцов за счастье народа, строителей нового общества, советское искусство занимает передовые, ответственейшие позиции в трудном и многогранном деле коммунистического воспитания, в идеологической работе партии.

Четыре месяца прошло после июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Это время было для работников культуры и искусства, как и для всех советских людей, временем напряженной работы по осмыслению задач, поставленных в материалах Пленума, в речи на нем товарища Ю. В. Андропова, выработке конкретных мер по их реализации. Что же сделано и делается в этом направлении в вашей области?

БАРАБАШ. Выдвинутые Пленумом программные идейно-политические задачи объективно предъявляют новые требования к культурному строительству на нынешнем этапе социализма - этапе его совершенствования. Речь идет прежде всего о более действенном влиянии культуры и искусства на все стороны общественной практики, на мировоззрение и мировосприятие людей, их идейные и нравственные принципы, на формирование их жизненной позиции.

Думаю, что материал для раздумий, для критического анализа того, что сделано, накопился достаточный. На некоторых проблемах такого рода я и хотел бы остановиться.

Не так давно Министерство культуры СССР провело проверку критических замечаний, содержащихся в письмах трудящихся в адрес ЦК КПСС о работе драматических и музыкальных театров страны. С глубокой заинтересованностью авторы ряда писем пишут о том, что флагманы советского театрального искусства, например, Большой театр, МХАТ, должны являть собою подлинный пример зрелого и ответственного подхода к репертуару, его направленности. Между тем так происходит, к сожалению, не всегда.

Современный репертуар - это и выражение гражданской позиции театра, его, если угодно, идейно-художественной платформы, это и его представление о современном герое.

Наши драматурги и театры накопили известный опыт в художественном решении этой задачи. Среди пьес и спектаклей последнего времени внимание зрителей и критики привлекли, пусть не бесспорные, но новаторские произведения "Равняется четырем Франциям" А. Мишарина, "Не был... не состоял... не участвовал..." Ю. Макарова, отмеченные премиями Всесоюзного конкурса "Герой и время", "Закон вечности" по одноименному роману Н. Думбадзе и другие.

Однако наряду с бесспорными достижениями следует отметить и настораживающие тенденции. В ряде произведений постановка подлинно актуальных проблем жизни подменяется чисто внешней остротой сюжета, глубокое художественное осмысление явлений, мешающих поступательному движению нашего общества, - смакованием отдельных фактиков, погруженностью в застойный комнатный быт, в самодовлеющее описание житейских мелочей.

О чем это свидетельствует? Прежде всего о том, что некоторые художники из числа представителей так называемой "новой волны" попросту не справляются со сложным жизненным материалом, теряются перед ним, обнаруживают неумение рассматривать общественные явления объемно, исторически, оценивать их с четких классовых позиций.

Вот почему так важно помочь этим в общем-то талантливым людям разглядеть, осмыслить положительные черты и качества нашего современника, создавать образы тех людей, которые аккумулируют духовные богатства человека социалистической формации, его волю и энергию в достижении поставленных целей.

В заключение, Юрий Яковлевич, несколько слов о зарубежных культурных обменах.

БАРАБАШ. Советская многонациональная социалистическая культура вышла на широкую мировую арену, значительно возрос ее международный авторитет. Люди разных стран и континентов по достоинству оценивают высокий профессионализм, яркую самобытность творчества посланцев искусства советских республик.

Признанные советские мастера - режиссеры, дирижеры, хореографы, исполнители - ведут большую работу в зарубежных художественных коллективах, делятся с иностранными коллегами творческим опытом, оказывают помощь в подготовке театральных постановок, концертных программ. Все чаще с успехом проходят за рубежом советские художественные выставки.

Эти и им подобные факты - свидетельство крепнущего авторитета нашего многонационального искусства.

Однако есть у нас в сфере международных культурных обменов и существенные недостатки.

С трибуны V Пленума ВЦСПС прозвучала справедливая критика в отношении недостаточно тщательного отбора зарубежной духовной продукции, которую мы получаем по культурному обмену. Речь идет о том, что наряду с произведениями содержательными к нам попадают пьесы, музыка, изопродукция, для которых характерны безыдейность, пошлость, художественная несостоятельность.

К таким пьесам я бы отнес "Восемь любящих женщин" Р. Тома, "Сочная вырезка для фрекен Авсениус" С. Огорда, "Загнанная лошадь" Ф. Саган и другие, которые не только не разоблачают всерьез пороки буржуазного общества, а вольно или невольно как бы смакуют их.

Сейчас мы совместно с соответствующими организациями внимательно проанализировали всю свою деятельность в этом направлении, исходя из высоких идейно- политических требований июньского Пленума ЦК КПСС.

Здесь для нас, как отмечено на Пленуме ЦК КПСС, на первом месте должен быть не коммерческий, а политический подход.

Культурное сотрудничество сегодня - это важный фактор укрепления мира и дружбы между народами. Но одновременно это и сфера острой идеологической борьбы. Этим и определяется сложность задач, решаемых нами в данной области.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно