Примерное время чтения: 5 минут
158

ПРОФСОЮЗЫ В СССР. Для всестороннего развития личности

Известно, что в советском обществе совершенствование всех сфер общественной жизни подчинено интересам развития каждого человека. Между тем эту примету нашей жизни постоянно пытаются оспаривать современные буржуазные "советологи" и "культурологи", твердя о якобы происходящем в СССР духовном кризисе.

О том, что делают советские профсоюзы для удовлетворения творческих запросов советских людей, рассказывает заместитель заведующего культурно-массовым отделом ВЦСПС В. ЗАИКИН.

СОВЕТСКИЕ ПРОФСОЮЗЫ в отличие от профсоюзов развитых буржуазных стран решают важные культурно-воспитательные задачи. И это является величайшим достижением общества развитого социализма, отличительной чертой нашей массовой организации трудящихся. Исторически сложилось и название данного участка профсоюзной деятельности - "культурно-массовая работа".

Культурно-массовая работа - понятие комплексное. Оно вбирает целый круг пропагандистско-информационных, образовательно-просветительных и культурно- воспитательных вопросов. Цель этой работы - оказание помощи широким массам членов профсоюзов в повышении их политической, нравственной культуры, уровня общих и специальных знаний, организации содержательного отдыха, развитии художественных и других дарований в сфере досуга.

Согласно данным Института социологических исследований Академии наук СССР, величина свободного времени у советских людей не меньше, чем в США, и больше, чем у жителей других высокоразвитых капиталистических стран. Но главное - не количество свободного времени, а интенсивность его использования. Анализ показывает, что мужчина в СССР, например, тратит на учебу и самообразование в неделю 4,6 часа, во Франции - 1,3, а в США - 0,8 часа.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов назвал полноценное с нравственно-эстетической точки зрения использование свободного времени одним из показателей уровня жизни. Постоянный рост его, как известно, - главная цель социальной политики партии. А это значит, что у работников, несущих культуру в массы и помогающих людям интересно и содержательно проводить досуг, - важная и ответственная область работы. Они призваны создавать все условия на местах для развития народных талантов, средствами искусства усиливать пропаганду социалистического образа жизни.

Наше государство не экономит на культуре и всячески поощряет развитие любительского искусства. Средства, отпускаемые на это велики.

Профсоюзы, заботясь о всестороннем, гармоническом развитии трудящихся, предоставили в их распоряжение 22 тыс. дворцов культуры, клубов, которые ежедневно посещают около 8,3 млн. рабочих, колхозников и членов их семей. Профсоюзы имеют на предприятиях около 20 тыс. массовых библиотек с общим фондом 311 млн. экземпляров книг.

Большой популярностью пользуются народные театры профсоюзов, на сценах которых выступают сами рабочие, оперные, балетные и музыкальные самодеятельные студии для трудящихся и их детей, кружки живописи и скульптуры, многочисленные объединения по интересам - от любителей науки, техники, природы до поклонников поэзии, кино, рукоделия, филателии и нумизматики. А в целом в различных коллективах самодеятельного творчества, созданных профсоюзами. Сегодня занимается свыше 16 млн. человек.

Например, в Центральном Доме культуры железнодорожников Москвы многие годы работают самодеятельный народный хор, балетная студия, народный оперный театр. Здесь занимаются сотни любителей - рабочие, инженеры, врачи. Их силами поставлены такие сложные оперные спектакли, как "Паяцы", "Евгений Онегин", "Отелло". Концертные бригады театра неоднократно выступали за рубежом.

Десять членов этого коллектива стали профессиональными оперными певцами. Кстати, не только в СССР, но и за рубежом известны имена народных артистов СССР, в прошлом участников художественной самодеятельности - И. Архиповой, А. Соловьяненко, К. Лаврова, В. Штоколова и других.

Многие народные коллективы достигли столь высокого мастерства, что стали профессиональными. Таковы Красноярский танцевальный ансамбль, Омский и Сибирский народные хоры, Ансамбль песни и танца народов Севера, Грузинский эстрадный оркестр, вокально-инструментальные коллективы "Ялла", "Червона рута" и др.

Лучшие самодеятельные творческие коллективы Москвы, Ленинграда, Украины, Казахстана, других республик отличают сегодня высокая гражданственность, интересное творческое лицо. Именно за это на Белгородском заводе энергетического машиностроения имени 60-летия СССР, к примеру, рабочие любят агиттеатр своего Дворца культуры, а на Магнитогорском металлургическом комбинате - самодеятельную киностудию. Яркие, запоминающиеся программы и фильмы этих творческих коллективов отзываются на самые злободневные вопросы.

Приметой времени стало и то, что творческие коллективы выступают инициаторами зрелищных, содержательных праздников искусств непосредственно в трудовых коллективах, домах культуры, парках, сельских клубах. Рабочая, студенческая, школьная самодеятельность ищет новые, привлекательные формы обращения к зрителям - своим товарищам по труду и учебе.

И еще одна важная черта в развитии самодеятельности: крупные, зрелые во всех отношениях творческие коллективы открывают в красных уголках заводских цехов свои "спутники", расширяя таким образом сферу эстетического влияния. Не забыты и дети. "Спутники" для подростков создаются в клубных учреждениях, школах, по месту жительства. Так поставлено дело, скажем, в Белоруссии, Татарии, Приморском крае, Пензенской, Ростовской областях.

В октябре этого года откроется второй Всесоюзный смотр самодеятельного творчества, который продлится по май 1985 г. Его конкретная задача - дать новый импульс развитию творческих способностей и дарований советских людей, повысить роль самодеятельности в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании.

РОСТ ЧИСЛА НАРОДНЫХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ, ИМЕЮЩИХ ЗВАНИЕ "НАРОДНЫЙ", И КОЛИЧЕСТВО ИХ УЧАСТНИКОВ ЗА 1981 - 1983 гг.

"img src="40aif061.gif""

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно