ПРИОБЩЕНИЕ к культуре в СССР, как известно, поднято на уровень общегосударственной политики, проводимой с первых дней существования Советской власти. В стране сложилась стройная всеохватывающая система народного образования, в гигантских масштабах выросла сеть культурно- просветительных учреждений.
ГАРАНТИРОВАНО КОНСТИТУЦИЕЙ
Известно, что население Советского Союза ныне составляет примерно 6 проц. общего количества живущих на земном шаре. Между тем четвертая часть ученых, более трети врачей на нашей планете трудится в Советском Союзе. СССР является ныне самой крупной "книжной державой", занимая первое место по количеству издаваемых книг и переводной художественной литературы. Каждая седьмая книга, выпускаемая в мире, - советская.
Социологи подсчитали, что в нашей стране число людей, обращающихся к книге, составляет 87 - 90 процентов. Иное положение на Западе. По данным авторов книги "Жажда чтения" англичанина Р. Баркера и француза Р. Эскарли, результаты социологических исследований среди различных слоев населения Италии таковы: 31 проц. никогда не читали книг, а 40 проц. перестали читать и стали "нечитателями". Французский институт общественного мнения (ИФОП) в результате опроса 6865 взрослых обнаружил среди них 53 проц. "нечитателей".
"Право на чтение", как и право на всю культуру, гарантировано Конституцией СССР. Оно обеспечивается бесплатным пользованием фондами 133 тыс. массовых библиотек, располагающими 2 млрд. экземпляров книг и журналов. Значительное количество литературы находится в личном пользовании граждан. Свои библиотеки в СССР имеют 97 проц. семей.
Государство проявляет постоянную заботу о расширении и совершенствовании материальных возможностей всех отраслей культуры. К концу текущей пятилетки количество профессиональных театров увеличится с 614 до 635, в стране будут работать 1972 музея, 138,4 тыс. клубов и домов культуры, 202 концертные организации и т. д.
Дальнейшее развитие в стране получит искусство кино. Говоря о доступности посещения кино в нашей стране, хотелось бы привести такое свидетельство английского кинодеятеля У. Помроя: "Билет в кинотеатр в Советском Союзе может стоить всего 10 копеек, а цена лучших билетов на вечерний сеанс - 50 - 70 копеек. В Англии цена билета на обычный киносеанс составляет в среднем три фунта (три с половиной рубля), а в центральном кинотеатре города он может быть на 50 процентов дороже".
Но доступность культуры в СССР - это не только условия для освоения ее ценностей, но и созданные в нашей стране широкие возможности участия каждого человека в художественном творчестве. В той же самой степени, в какой человек творит культуру, культура творит человека. Весь мир сейчас восхищается не только нашими прославленными профессиональными театрами, музыкантами, певцами и т, д., но и самодеятельными народными коллективами, которые выступали на сценах многих стран Европы, Азии, Америки, Африки. В кружках и коллективах художественной самодеятельности у нас участвует более 15 млн. взрослых и более 13 млн. детей, 10 тыс. коллективов удостоены звания "народный". Широкое развитие получает различного рода любительское творчество - живопись, резьба по дереву, чеканка, художественная вышивка и т. д. 3 тыс. экспонатов было, например, представлено в 1982 г. на Всесоюзной выставке произведений самодеятельных художников и мастеров прикладного искусства в Москве. Такие выставки систематически организуются во всех республиках и многих городах страны.
ЗИГЗАГИ "МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ"
Приобщение к культуре каждого человека имеет не только количественный, но и качественный, социально-эстетический и идеологический аспекты. Буржуазные культурологи утверждают, что в условиях НТР вместе с широчайшим распространением новых способов печати, звуко- и видеозаписывающей аппаратуры, кино, радио, телевидения искусство стало доступно каждому и на Западе. Но стремясь воздействовать на широкую публику через буржуазные средства массовой коммуникации, западная культура неизбежно выступает поборником низкопробного вкуса.
Массовая культура весьма и весьма отлична от культуры элитарной, доступной лишь избранным. И действительно, по признанию самих американцев, в телевидении США, например, преобладают передачи, лишенные всякой художественности, полные сцен ужасов, кровавых убийств, секса и т. д. И в то же время существуют более дорогие каналы платного ТВ, где идут и иные передачи. Рассказывая о модной ныне в Америке видеозаписи, корреспондент "Литературной газеты" пишет из Нью-Йорка: "Видеобум обнажил, раздел до нитки классовый принцип в дележе пирога культуры. Культура, доступна всем, но разная. Одни наслаждаются хореографией. Другие - возможностями столярного коловорота по прободению человеческого черепа".
Дело, таким образом, не в самих средствах, а прежде всего в политических целях, идеологии господствующих классов, стремящихся с помощью новейших достижений техники воздействовать на сознание масс, растлить их нравственно и эстетически.
ПОДЛИННАЯ МАССОВОСТЬ
В советском обществе при самом широком распространении средств массовой коммуникации нет и в принципе не может быть двух культур - массовой и элитарной. Наша культура массова в том смысле, что она служит интересам масс, всему народу, каждому советскому человеку. Но она вместе с тем несет в себе и все достоинства элитарной культуры, так как создается по самым высоким художественным критериям и идеалам.
В области культуры перед нами стоят большие задачи: ликвидировать имеющиеся еще различия в культурно- бытовых условиях жизни людей, расширить сеть культурно- просветительных учреждений, значительно улучшить их работу и т. д. Много внимания уделяется совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров работников культуры. Дальнейшее улучшение культурного обслуживания советского народа постоянно находится в центре внимания КПСС и нашего государства. Важные вопросы, связанные с развитием советской культуры, были обсуждены, в частности, на июньском (1983 т.) Пленуме ЦК КПСС.
Б. САПУНОВ, доктор философских наук