В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ президент США Рейган, да и другие высокопоставленные деятели Вашингтона, части говорят о том, что американская администрация выступает за диалог с Советским Союзом и делает чуть ли не все возможное для укрепления мира. Дань этим словесным заверениям отдана и в недавнем послании Белого дома - докладе президента конгрессу о противоспутниковом оружии. В сопроводительном письме к докладу Рейган заявляет о приверженности США делу изучения и использования космического пространства в мирных целях.
На этом, однако, все миролюбие кончается. Весь остальной текст доклада посвящен оправданию решения перенести гонку вооружений в космическое пространство и изложению американских программ военных приготовлений в этой сфере.
Глава Белого дома без обиняков заявил, что Вашингтон не будет вести переговоры с СССР о контроле над противоспутниковым оружием, так как это якобы не отвечает интересам США и их союзников. Свое отрицательное отношение к обмену мнениями с нашей страной по этим вопросам Рейган прикрывает ссылкой на трудности и даже невозможность надлежащего контроля над соглашением.
У американцев подобный довод стал своего рода традицией. Когда Белый дом не хочет вести переговоры об ограничении вооружений, он обращается к аргументам о так называемых трудностях контроля и пытается ими обосновать свою негативную позицию. А ведь этот фальшивый тезис был уже неоднократно опровергнут компетентными специалистами, в том числе и американскими. Даже газета "Нью-Йорк таймс" напоминает, что доклад Белого дома противоречит выводу известной организации, объединяющей авторитетных экспертов - Союза обеспокоенных ученых - о том, что надлежащая проверка соглашения вполне возможна.
Президент США практически отмахнулся от советских инициатив, даже не обсуждая их. Весьма показательно, что, будучи не в силах привести против них сколько-нибудь вразумительные доводы, Рейган просто заявил, что конкретные возражения против советских предложений он высказывает в закрытых приложениях к документу. Но эти приложения недоступны для общественности. И такая ссылка выглядит не более чем пропагандистским ухищрением, дабы бросить тень на ясную и четкую позицию нашей страны, выступающей против милитаризации космоса.
* Советский Союз предложил договориться не только о запрещении создания новых противоспутниковых систем, но и о ликвидации уже имеющихся. При этом СССР взял на себя односторонние обязательства не выводить первым в космос какие-либо виды противоспутникового оружия.
* Мы исходим из того, и на это указывает весь прошлый опыт, что развертывание военных систем лучше ограничить в самом начале, до испытания. Их легче проконтролировать, чем потом, когда они уже созданы и запущены в производство, не говоря уже о дестабилизирующем влиянии их развертывания на всю стратегическую обстановку в мире.
Похоже, что американской стороне больше по душе тупиковая ситуация, которая возникла в результате срыва ею женевских переговоров и по ракетам средней дальности, и по ограничению стратегических вооружений. Теперь в Вашингтоне замахиваются и на уже заключенные соглашения об ограничении стратегических вооружений и систем противоракетной обороны.
Такова цена рассуждений президента Рейгана о том, что он хотел бы улучшения советско-американских отношений.
Б. КАЛЯГИН, политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио
Смотрите также:
- АЛЬТЕРНАТИВА ВОЙНЕ. Ядерное замораживание - его сторонники и противники →
- РАЗОБЛАЧЕНИЕ. Инструкции американского генерала →
- До и после Рейкьявика →