С самого начала строительства БАМа буржуазные пропагандисты весьма скептически относились и возможности осуществления намеченных нами задач, утверждая, что эта "затея", как они пренебрежительно называли грандиозную стройку, неосуществима в районах вечной мерзлоты, в условиях непроходимых болот и тайги. Да и сейчас, когда сама жизнь опровергла эти домыслы и наступил завершающий этап строительства, злобные голоса на Западе стараются очернить и опорочить наши достижения.
Безусловно, такая огромная стройка невозможна без трудностей, но успехи, о которых рапортуют строители БАМа, говорят о том, что они успешно преодолеваются.
МАСШТАБЫ ВСЕСОЮЗНОЙ ударной комсомольской стройки не имеют аналогов в мировой практике. Чтобы представить круг и сложность решаемых та БАМе проблем, следует поближе познакомиться с природными условиями этого региона. Трасса проходит по районам вечной мерзлоты, болотам, дремучей тайге. На ее протяжении семь горных хребтов, около трех тысяч больших и малых рек. Зимой морозы достигают минус 60, а летом жара плюс 40 градусов. Это районы высокой сейсмичности.
В таких сложнейших условиях строителям предстояло:
* проложить железнодорожный путь от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре общей протяженностью (вместе с линией Бамовская - Тында - Веркакит) 3500 километров, из которых 65 процентов проходит по районам вечной мерзлоты;
* построить 3136 искусственных сооружений, в том числе 142 моста длиной свыше 100 метров каждый;
* проложить 9 тоннелей общей протяженностью более 30 километров, крупнейший из них - Северомуйский (14,7 километра).
Досрочно выполнив план строительно-монтажных работ трех лет пятилетки, обеспечив запланированный ввод в эксплуатацию участков магистрали и всех объектов жилищного и культурно-бытового назначения, с опережением сроков завершив сооружение второго пути железнодорожной линии Тайшет - Хребтовая, бамовцы приняли обязательство досрочно, к 67-й годовщине Великого Октября завершить укладку главного железного пути и на год раньше установленного срока открыть движение поездов на всем протяжении трассы.
Сейчас на стройке горячая пора. К месту укладки "золотого" звена навстречу друг другу с запада и востока идут бригады И. Варшавского и А. Бондаря. Их разделяет менее 200 километров.
Три года назад бригада А. Бондаря выступила инициатором рабочей эстафеты "Путеукладчику - зеленую улицу!", которая стала мощным рычагом социалистического соревнования строителей БАМа за досрочное открытие сквозного движения поездов. В 1984 г. комплексная бригада В. Хромова первой решила добиться сверхпланового повышения производительности труда на один процент и снижения себестоимости на 0,5 процента. Это начинание было подхвачено всеми коллективами стройки, что позволило им взять обязательство досрочно выполнить запланированный на 1984 г. объем подрядных работ.
Давно уже получило широкое признание движение молодых строителей БАМа "Я - хозяин стройки". Число его участников превысило 22 тыс. человек. Быть хозяином стройки - значит быть борцом за бережное расходование государственных средств и материалов. Достойный пример такого отношения к делу показывают комсомольцы Бурятского участка. В 1983 г. по маршруту Северобайкальск - Северомуйск, протяженностью около 30 км, сделано два рейса на сэкономленном топливе. А всего за прошедший год проведено на сэкономленном топливе 68 эстафетных поездов. Примеров таких починов на БАМе множество.
Осуществляя комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих более рациональное расходование ресурсов, бамовцы обязуются сэкономить не менее 1380 т металлопроката, 6250 т цемента, 7450 куб. м лесоматериалов, 1220 т условного топлива и 2630 тыс. кВт-ч электроэнергии.
В завершающем году строительства коллективам БАМа предстоит решить еще немало намеченных задач, в частности:
* построить свыше 300 мостов и искусственных сооружений;
* выполнить 40 млн. куб. м земляных работ;
* в апреле закончить горнопроходческие работы;
* в июле открыть движение поездов по Кодарскому тоннелю;
* на два месяца раньше запланированного срока ввести в постоянную эксплуатацию участок магистрали Бестужево - Дипкун, протяженностью 134 километра;
* ко дню рождения Ленинского комсомола открыть движение пассажирских поездов на участке Ургал - Меунчик, протяженностью 360 километров.
Центральный Комитет КПСС в принятом недавно постановлении одобрил инициативу коллективов Байкало- Амурской железнодорожной магистрали и отметил, что трудовой почин строителей имеет большое политическое и народнохозяйственное значение.
Досрочное открытие движения поездов по трассе будет способствовать ускорению развития производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока, вовлечению в хозяйственный оборот страны крупных запасов угля, леса и других природных ресурсов и, в конечном счете, - интенсивному наращиванию экономического потенциала нашей страны.
Подготовила Г. ВАЛЮЖЕНИЧ.
Смотрите также:
- АРМИЯ - НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ. БАМ: в предпусковом ритме →
- НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. Рентабельность стальных магистралей →
- ПРОБЛЕМЫ БАМА →