Совсем недавно мы были свидетелями стыковки "золотого" звена Байкало-Амурской магистрали. В настоящее время на всем протяжении дороги открыто сквозное движение. Но означает ли это, что строительство БАМа закончено? Каково будущее магистрали? Как ведется освоение прилегающей к ней зоны? Эти и многие другие вопросы по-прежнему поступают в редакцию. Сегодня на письма наших читателей отвечает журналист А. ДАВИДЬЯНЦ.
***
Строилась ли в подобных инженерно-геологических условиях какая-либо дорога на Западе?
Н. Николаев, Москва
Проект Байкало-Амурской магистрали - один из самых сложных в мировой инженерной практике. Сооружена трасса на огромном пространстве - ее протяженность равна почти одной десятой экватора и составляет 3500 км.
Трасса БАМа проложена на 400 - 700 км севернее Транссибирской магистрали в совершенно необжитых районах, где нет ни дорог, ни каких бы то ни было поселений. Около 65% магистрали проходит через районы сплошной мерзлоты, более 1,5 тыс. км трассы находится в зоне высокой сейсмической активности.
В этих сложнейших инженерно-геологических и суровых климатических условиях строителям БАМа было необходимо выполнить гигантский объем работ по возведению земляного полотна, построить около 4 тыс. различных сооружений, в том числе 9 тоннелей общей длиной 32 км, более 140 мостов. Строительство такого грандиозного объекта, каким является Байкало-Амурская магистраль, стало возможным лишь в результате высокого уровня развития советской экономики, науки и техники. Достаточно сказать, что затраты на сооружение магистрали составили несколько миллиардов рублей, для нее понадобилось свыше 1 млн. т металла, 800 тыс. т цемента и т. д. В распоряжении наших строителей находилось более 60 видов различных машин и механизмов.
Наши идейные противники не раз предрекали гибель стройки, саму идею ее создания называли утопической, но, как видно, опять они попали впросак, пытаясь выдать желаемое за действительное. БАМ живет, БАМ работает.
БАМ - уникальная стройка. Нигде в мире нет магистрали, построенной в таких сложных инженерно-геологических условиях. Правда, в Канаде в начале 70-х годов делали попытку построить подобную магистраль в связи с обнаруженными в бухте Прадхо большими запасами нефти.
Был разработан проект так называемой Арктической железной дороги длиной 1984 км. Согласно проекту, она начиналась у бухты Прадхо, следовала по склону Арктического хребта и заканчивалась у реки Траут. Дорога должна была проходить в районах вечной мерзлоты, низких температур, сейсмической активности. Строительство городов, населенных пунктов (кроме нескольких станций) здесь не предполагалось. Словом, и по масштабам, и по всем другим параметрам Арктическая дорога во многом уступала БАМу. Да к тому же она так и осталась в проекте...
***
Какие задачи стоят перед строителями БАМа в настоящее время?
В. Панкратов, Воронеж
П. Костенко, пропагандист, Краснодарский край
Хотя путь на Байкало-Амурской магистрали уложен, строителям предстоит выполнить еще огромный объем работ. Целевая задача нынешней пятилетки - открыть сквозное движение по БАМу - выполнена. Но это лишь первый этап. Теперь начался новый, не менее важный этап - сдача магистрали в эксплуатацию. Дело в том, что сейчас в эксплуатации находится менее половины дороги, на остальных участках осуществляется временное и рабочее движение поездов. Но и сейчас, когда дорога еще строится, по ней перевозятся пассажиры, уголь, лес, строителям доставляются различное оборудование, стройматериалы, товары первой необходимости. С каждым годом объем перевозок растет.
Для сдачи магистрали в эксплуатацию необходимо завершить сооружение Северомуйского тоннеля. Магистраль также должна быть оснащена современными средствами автоматики для управления движением поездов - автоблокировкой, диспетчерской централизацией, электрической централизацией стрелок и сигналов. Предстоит также построить локомотивные и вагонные депо, другие сооружения, необходимые для ремонта подвижного состава и пути. Нужно решить и другую, не менее сложную задачу - электрифицировать Западный участок магистрали.
В 1985 г., к примеру, намечается ввод в постоянную эксплуатацию 734 км дороги, электрифицировать участок Усть-Кут - Нижнеангарск протяженностью 343 км. Кроме того, предусмотрено построить детские сады на 620 мест, школы на 1800 учащихся, больницу на 150 коек, более 100 тыс. м"sup"2"/sup" жилья.
Грузооборот дороги предстоит в текущем году увеличить в 2,5 раза.
Окончательная сдача магистрали в эксплуатацию предусматривается в двенадцатой пятилетке, а объектов непроизводственного назначения - в тринадцатой.
***
Как будет развиваться промышленная зона БАМа?
И. Щепакин, Петропавловск-Камчатский
Как известно, в районах Сибири и Дальнего Востока сосредоточены огромные сырьевые ресурсы. В регионах, прилегающих к БАМу, разведаны месторождения угля, железной руды, меди, цинка, молибдена, олова, марганца, никеля, других ценных и редких металлов. Поэтому эффективность строящейся магистрали будет находиться в прямой зависимости от хозяйственного освоения прилегающих к ней районов.
На обширной территории площадью 1,5 млн. км"sup"2"/sup" предстоит сформировать новые территориальные производственные комплексы и промышленные узлы, которые постепенно будут складываться в новый индустриальный пояс на востоке нашей страны. На выполнение этой важнейшей государственной задачи нацелена разрабатываемая с перспективой до 2000 г. комплексная программа хозяйственного освоения зоны БАМа.
Значение Байкало-Амурской магистрали в дальнейшем все в большей мере будет связано с созданием условий для освоения районов Ближнего Севера, примыкающих к зоне БАМа. БАМ станет опорной транспортной магистралью, от которой потянутся меридиональные пути сообщения на север, в районы освоения природных богатств.
***
Расскажите, как будут решены социально-бытовые проблемы зоны БАМа.
Б. Кузьменко, Алма-Ата
Действительно, со строительством Байкало-Амурской магистрали решаются не только важные экономические, но и крупные социальные задачи. Обживается таежный край, создаются новые города, поселки. После полного ввода магистрали в строй здесь будет трудиться только железнодорожников более 40 тыс., а если учесть членов их семей, то число это превысит 100 тыс. человек. Для них предусмотрено построить 58 благоустроенных поселков, жилые дома общей площадью 1,4 млн. м"sup"2"/sup", детские сады на 10 тыс. мест, школы на 22 тыс. учащихся, больницы, поликлиники, 2 техникума, 5 профессионально-технических училищ.
Кроме того, будет сооружено 53 торгово-общественных центра, в которых разместятся предприятия торговли, службы быта, почта, сберегательные кассы, гостиницы, библиотеки, спортивные залы, клубы на 180 - 250 посадочных мест.
Общая стоимость объектов жилищного, культурно-бытового и коммунального назначения составит 1,5 млрд. рублей. Значительная часть этих работ уже выполнена.
От быстрейшего решения социально-бытовых проблем во многом зависит успешное освоение и дальнейшее развитие новой дороги. Чем скорее будет введена магистраль в эксплуатацию, тем быстрее окупятся затраты государства и тем самым повысится ее эффективность. Это даст возможность переключить на БАМ часть грузопотока восточных участков Транссибирской магистрали, поскольку в перспективе их пропускная способность будет исчерпываться. Это тем более важно, что трасса БАМа короче Транссибирской магистрали примерно на 400 км.