Примерное время чтения: 6 минут
184

АРМИЯ - НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ. БАМ: ИДУТ ПОЕЗДА

Радостная весть пришла от строителей БАМа: началось рабочее движение поездов по Восточному плечу магистрали. Строившие этот участок воины-железнодорожники с честью выполнили свои социалистические обязательства. Наш корреспондент обратился к начальнику железнодорожных войск генерал-полковнику М. К. МАКАРЦЕВУ с просьбой прокомментировать это событие. Ниже публикуется его интервью.

КОРР: Михаил Константинович! В связи с началом строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали наши недруги на Западе много писали и говорили о том, что Советскому Союзу якобы не по плечу такая грандиозная задача. И сейчас буржуазные пропагандисты твердят: "Освоение полезных ископаемых в районе будущей дороги - цель недостижимая". Что Вы скажете по поводу этих "прогнозов"?

МАКАРЦЕВ: Подобных "предсказаний" советские люди помнят немало. В свое время империалистическая пропаганда предрекала провал индустриализации страны, позже - невозможность быстрого восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Нереальными были объявлены сроки строительства газопровода из Сибири в Европу. Какова цена этих предсказаний буржуазных экспертов, известно всему миру. Не сбудутся надежды империалистов и по поводу БАМа. Наши планы реальны, они основываются на точном расчете, четкой организации труда, подкрепляются патриотизмом и энтузиазмом советских людей. Сегодня уже есть все основания ожидать, что основное строительство на БАМе будет закончено досрочно, к 7 ноября 1984 года. Мы горды тем, что первую победную точку на этой стройке века поставили воины-железнодорожники, открыв движение рабочих поездов по Восточному плечу магистрали.

КОРР: Расскажите, пожалуйста, подробнее о вкладе железнодорожных войск в сооружение БАМа.

МАКАРЦЕВ: Чтобы лучше представить этот вклад, следует вспомнить, что по объему материальных и трудовых затрат, масштабам работ, экономической и социально политической значимости стройка БАМа не знает аналогов. 3200 километров главного пути, 500 миллионов кубометров земляных и скальных работ, 3500 искусственных сооружений, 200 станций и разъездов, 49 городов и поселков. И все это уже не план, а неоспоримая реальность. Уже в этом году от Лены до Тихого океана пойдут поезда с народнохозяйственными грузами. На восточной половине, где работают воины-железнодорожники, такое движение началось. От Тынды до Комсомольска-на-Амуре проложено 1470 километров железнодорожного пути.

Сегодня многие ветераны стройки с волнением и гордостью вспоминают глубокую осень 1974 года, когда первые команды разведчиков во главе с опытными офицерами на вертолетах, санно-гусеничных поездах, вездеходах, а то и пешком, пробивались в указанные районы, чтобы на месте определить, где именно строить временные городки, как перевозить людей, доставлять грузы. Вскоре туда отправились первые строители. Заброска подразделений на Алонку, Дипкун, Воспорухан, Герби и многие другие пункты вошла в историю стройки как одно из самых трудных дел. А впереди было много других - не легче.

Вот лишь некоторые факты из хроники стройки, которую вели воины.

1974 - 1976 годы. Расчищено более тысячи километров просеки, построены десятки мостов, уложено около 500 километров пути.

1977 год. Первый рабочий поезд прошел через Дуссе-Алиньский тоннель. При его расчистке убрано 35 тысяч кубометров льда.

1979 год. Раньше срока закончена укладка главного пути и открыто рабочее движение поездов от Ургала до Комсомольска-на-Амуре.

1980 год. Сдано в постоянную эксплуатацию 200 километров пути и во временную - более 600.

1982 год. Досрочно сдано в постоянную эксплуатацию 303 километра пути, от Ургала до Постышево.

1984 год. Завершена укладка главного пути на всем Восточном участке. На разъезде имени Героя Советского Союза В. Мирошниченко путеукладочные команды, возглавляемые капитаном И. Савченко и старшим лейтенантом В. Логушкиным, соединили всю трассу последним звеном. Путь к океану открыт.

БАМ по праву называют трассой мужества. Строительство ее ведется в труднейших климатических условиях, когда зимой морозы достигают 50 - 60 градусов. Дорога прокладывается через тайгу, сопки, мари.

Воинам-железнодорожникам и транспортным строителям довелось преодолеть крупные водные преграды. Такие, например, как Амур, Бурея, Селемджа, Зейское водохранилище. Трудным экзаменом стала проходка построенного в 40-х годах и оказавшегося наглухо запечатанным льдом Дуссе-Алиньского тоннеля. Долгой и нелегкой была борьба с разбушевавшейся от нежданного паводка рекой Бурея, которая едва не снесла 618-метровый временный мост. Было немало других испытаний.

Успешной работе военных железнодорожников во многом способствовала поистине всенародная помощь, которую оказывали нам сотни трудовых коллективов страны. Практически бесперебойно действовала "рабочая эстафета" между воинами-строителями БАМа и многими предприятиями-поставщиками.

Большую практическую помощь оказывали и оказывают нам партийные и советские органы Хабаровского края и Амурской области, которые направляли и координировали действия участников строительства.

Важно и то, что воины-бамовцы не чувствуют себя оторванными от культурной жизни страны. Лучшие творческие коллективы, мастера искусств постоянно шефствуют над подразделениями строителей, выступают в солдатских клубах и прямо на объектах с концертами.

Родина по достоинству оценивает вклад воинов в строительство БАМа. Десятки тысяч военнослужащих, рабочих и служащих награждены медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали". Многие офицеры и прапорщики удостоены орденов и медалей СССР, а подполковникам С. Пальчуку и В. Куприянову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Четырнадцати офицерам присуждены премии имени Ленинского комсомола.

КОРР: Открытие сквозного рабочего движения поездов по Восточному участку БАМа, вероятно, еще не конец строительства. Что еще предстоит сделать, каковы задачи воинов-железнодорожников?

МАКАРЦЕВ: Да, досрочная укладка последнего звена в главный путь - это важный, но далеко не последний этап строительства Восточного плеча БАМа. Чтобы весь наш участок подготовить и сдать в постоянную эксплуатацию, воинам-железнодорожникам еще предстоит выполнить большой объем сложных работ. Для окончания строительства Восточного участка БАМа нам необходимо совместно с шефскими организациями краев и областей закончить строительство жилых поселков для железнодорожников, развить узлы и станции, смонтировать линии электропередачи, уложить магистральные кабели связи, осуществить электрическую централизацию стрелочных переводов, построить большое количество служебно-технических зданий и сооружений, завершить работы по отделке железнодорожного пути.

Личный состав железнодорожных войск, воодушевленных Приветствием Центрального Комитета КПСС в связи с досрочным завершением укладки главного пути на участке Тында - Комсомольск-на-Амуре, воспринял как руководство к действию положения и выводы, содержащиеся в речи товарища К. У. Черненко на встрече с рабочими московского завода "Серп и молот". Командиры и политработники, все воины продолжат борьбу за повышение качества работ, эффективность каждого трудового часа, за укрепление дисциплины. Воины-бамовцы приложат все силы, чтобы внести достойный вклад в досрочную сдачу магистрали в постоянную эксплуатацию, в дальнейшее укрепление экономического и оборонного могущества Советской Родины.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно