Известно, что во многих городах еще остро стоит проблема городского транспорта.
Почему, в таком случае, в крупных городах страны (скажем, в Волгограде) не строится метро, а прокладываются линии скоростного трамвая; чем это вызвано - нехваткой средств или же метро неперспективно?
С. Шепелев, Пенза
В настоящее время в нашей стране ведутся работы по строительству в крупных городах страны скоростных трамвайных линий. Необходимость в таком быстром, удобном и недорогом виде общественного транспорта назрела давно. Как известно, автобусы, троллейбусы, трамваи на многих маршрутах уже исчерпали свои провозные способности. Да это и понятно: в условиях интенсивного уличного движения большую скорость трудно развить. Вот почему для улучшения обслуживания пассажиров и было принято решение о строительстве скоростных трамвайных линий. Сегодня по специально сооруженным магистралям в 2 раза быстрее движутся двух- трехвагонные поезда. Один такой поезд может вместить 400 - 500 пассажиров.
Скоростной трамвай стал особенно необходимым для связей между большими жилыми массивами и для быстрой доставки трудящихся на удаленные от города предприятия. Использование нового вида транспорта оправдало себя не тех оживленных направлениях, где поток пассажиров составляет от 10 до 25 тыс. человек в час. Конечно, метрополитен - более удобный и надежный вид транспорта, однако этого количества пассажиров явно недостаточно, чтобы рационально использовать подземные магистрали.
Не нужно забывать и о том, что строительство метрополитена ведется гораздо дольше, да и стоимость его сооружения в несколько раз выше Вместе с тем некоторые уже действующие скоростные трамвайные дороги во многом напоминают линии метро.
Такие трассы уже введены в эксплуатацию в Киеве, Волгограде, Старом Осколе и Саратове.
Чтобы получить представление о скоростных трамвайных магистралях, расскажем о киевской линии, которая была построена в 1978 г. первой в нашей стране.
Протяженность дороги, связавшей жилые массивы с центром города, - 9,25 км. Не всем протяжении линии трамвайный путь полностью огражден и размещен на обособленном полотне вдоль уличных магистралей. Пересечение же трассы с автодорогами и пешеходными переходами осуществляется через транспортные развязки, подземные переходы или надземные переходные мостики. Словом, созданы отличные условия для быстрого движения трамваев. Причем маршрут их проложен так, что на ряде станций пассажирам можно пересесть на другие виды городского транспорта. Интенсивность движения трамваев такова, что все пассажиры, находящиеся на станциях, могут уехать первым же поездом.
Строительство скоростных трамвайных линий сейчас ведется в Кривом Роге, Усть-Илимске. Планируется сооружение таких трасс в Тобольске, Таллине, Чайковском, будет построена вторая очередь скоростной линии в Волгограде.