Примерное время чтения: 6 минут
128

АРМИЯ - НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ. БАМ: в предпусковом ритме

Когда Советский Союз приступил к строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, буржуазные средства массовой информации обрушились с нападками на эту "затею", как они пренебрежительно называли грандиозную стройку. На Западе говорили, что "русским не справиться с огромным объемом работ в суровых природных условиях Сибири", - не добраться, дескать, до залежей полезных ископаемых и будто бы затраченные средства "утонут" в вечной мерзлоте. Сейчас, по мере того как сооружение трассы приближается к завершающей фазе, появляется все больше оснований утверждать, что в 1984 г. основное строительство на БАМе будет закончено и по магистрали откроется сквозное движение поездов.

Каким же образом нам удалось добиться столь выдающихся успехов и строго выдерживать установленный график работ!

Прежде всего, здесь сказались такие наши преимущества, как плановость экономики, точный расчет необходимых сил и средств, четкая организация труда и, конечно, патриотизм и энтузиазм советских людей. БАМ по праву можно назвать стройкой всенародной. В ней участвуют посланцы всех советских республик. Мы не раз писали об этом. Сегодня же рассказываем о вкладе в сооружение магистрали воинов- железнодорожников.

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ... Во всех уголках нашей планеты знают сегодня об этой стройке века в Восточной Сибири. Она поистине грандиозна, эта стройка. Почти три с половиной тысячи километров рельсового пути, десятки тоннелей в горах, 126 больших мостов через реки и ущелья, 3335 искусственных сооружений, 200 станций и разъездов.

БАМ строит вся страна. Немало среди первопроходцев магистрали и воинов- железнодорожников. Они сооружают ее восточный участок протяженностью 1470 км - от Комсомольска-на-Амуре до Тынды.

- Наступление на тайгу, болота и горы началось зимой 1974 - 1975 гг., - рассказывает член военного совета, начальник политического управления железнодорожных войск генерал- майор А. Столяров. - Трасса, которую поручено построить воинам-железнодорожникам, проходит в чрезвычайно сложных условиях. Местность таежная, необжитая, бездорожье.

О характере, масштабах работ говорит хотя бы такой факт. В конце прошлого года на восточном плече магистрали введен в постоянную эксплуатацию участок пути длиной 303 км - от Постышева до Ургала. Строившим его воинам двух подразделений, которыми командуют офицеры А. Милько и А. Ротштейн, пришлось переместить 32 млн. м"sup"3"/sup" грунта, построить 249 искусственных сооружений, в том числе 69 больших и средних мостов. В общей сложности, вместе со станционными, было проложено около 400 км путей. Кроме того, воины-железнодорожники построили магистральную линию связи, линии электропередач, многие служебно-технические здания, возвели 6 поселков, школы, детские сады, медицинские учреждения, вокзалы, объекты инженерного обеспечения. Словом, было предъявлено для сдачи в постоянную эксплуатацию более 850 объектов.

Это лишь одна из страниц бамовской летописи, которую начертали воины- железнодорожники. А до этого было последнее, "серебряное" звено на разъезде Уркальту, замкнувшее Дальневосточное кольцо Хабаровск - Известковая - Ургал-Постышево - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск с выходом в порт Ванино. Была борьба с разбушевавшейся от невиданного паводка рекой Бурея, которая едва не снесла 618- метровый мост. Была трудная проходка построенного в 40-х годах и оказавшегося наглухо запечатанным льдами Дуссе-Алиньского тоннеля. И вот в декабре прошлого года еще одна трудовая победа: в рабочую эксплуатацию вступил участок пути длиной 140 км от Ургала до Февральска.

А совсем недавно, в середине сентября, на восточном участке состоялось событие на первый взгляд незначительное - соединение автомобильной притрассовой дороги. Между тем это факт знаменательный. Строительство ее велось с опережением, чтобы можно было беспрепятственно подвозить необходимые для БАМа грузы и материалы. И соединение автодороги - это пролог к "стыковке" участков железнодорожного пути, идущих навстречу друг другу. Их теперь разделяет меньше 100 километров. Воины- бамовцы выступили с инициативой открыть сквозное движение поездов по восточному участку 9 Мая 1984 г. и прилагают все усилия, чтобы сдержать свое слово. Нынешний, предпусковой год для бамовцев особенный. Дело в том, что железнодорожная колея ушла далеко в глубь тайги от прежних мест расквартирования подразделений. Многим пришлось в начале lола сниматься с насиженных мест и уходить "в голову" магистрали.

БАМ по праву называют трассой мужества. В истории ее строительства немало героического, так как она поставила перед воинами-железнодорожниками такие задачи, с которыми они еще не сталкивались. И дело не только в том, что им приходится жить и служить в крайне сложных климатических условиях, трудиться в районах вечной мерзлоты, при морозах 50 - 60 градусов. Основная трудность заключается в другом: заказчику необходимо представлять не просто железнодорожную ветку, а пусковой комплекс, то есть магистраль со всеми зданиями обслуживания, инженерными сетями, линиями электропередач и так далее. Многим пришлось срочно - особенно в последние 2 - 3 года - овладевать новыми специальностями, изучать незнакомую технику.

Большие объемы работ, сжатые сроки строительства потребовали проведения целой системы мероприятий по повышению технического уровня строительства, внедрению новых прогрессивных решений и технологических процессов. В частности, путевые работы ведутся с применением современных высокопроизводительных звеносборочных и балластировочных машин, путеукладчиков и так далее.

Умело управлять всей этой мощной техникой могут, конечно же, только грамотные, опытные специалисты. И БАМ вырастил немало таких мастеров. Большинство солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров награждены медалями "За строительство Байкало- Амурской магистрали", а подполковники С. Пальчук и В. Куприянов удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.

...Проезжая сегодня по восточному участку БАМа, с трудом веришь, что еще десять лет назад здесь была дикая, нехоженая тайга. Теперь что ни станция - то воплощенная в камне и бетоне красота. Что ни поселок - то почти современный городок. Уже сегодня введенные в постоянную эксплуатацию участки магистрали, построенные воинами, начинают оправдывать затраченные средства. Строительные материалы, техника идут широким потоком из промышленно развитых районов страны на БАМ и без перевалки поступают в города и поселки. А в обратный путь уходят поезда, груженные углем и лесом, другими богатствами зоны, прилегающей к БАМу. Магистраль строится и работает.

"img src="44aif051.gif""

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно