Окончание. Начало см. "АиФ", 1984, N 18.
НА ПРОЧНОМ ФУНДАМЕНТЕ
В целом сегодня можно говорить о значительном ослаблении временных трудностей и выравнивании платежного положения всех стран СЭВ, за исключением Польши. Платежеспособность Болгарии, ГДР, Советского Союза и Чехословакии даже в самые трудные 1980 - 1982 гг. ни у кого в международных финансовых кругах не вызывала серьезных сомнений. Переговоры о пролонгации долгов нормализовали и вопрос о задолженности Кубы, Венгрии и Румынии (кстати говоря, переговоры о такой пролонгации сейчас ведут около 40 стран в мире, и в этом нет ничего необычного).
Важным, если не важнейшим, новым моментом стало также и то, что, в отличие от 70-х годов, в последние два года большинство стран СЭВ за счет поддержания достигнутого уровня экспорта на мировые рынки или даже его роста, а также заметного сокращения импорта обеспечивают себе активное сальдо торгового баланса в твердой валюте.
Это положило начало тенденции к снижению общей задолженности стран СЭВ - явлению в современной международной экономической жизни, прямо скажем, уникальному. "К удивлению некоторых, -констатируют специалисты банка "Чейз Манхэттэн", - экономика стран Восточной Европы не рухнула под бременем труднейших обстоятельств 1980 - 1982 годов, Советская стратегия, следовательно, оказалась эффективной".
Общеизвестно, что платежеспособность государств социалистического содружества базируется, на солиднейшем экономическом фундаменте. Известны масштабы природных ресурсов стран СЭВ, их промышленный потенциал и неуклонно растущая доля экспорта в их национальном продукте, известно и то, что погашение основной части их долгосрочной задолженности Западу обеспечивается автоматически самой формой компенсационных соглашений, при которой кредит оплачивается продукцией с создаваемых на его основе предприятий (например, в сделках типа "газ- трубы").
Известно также, что страны СЭВ обладают солидными золотовалютными резервами, что Советский Союз является крупнейшей золотодобывающей державой в мире и крупным экспортером драгоценных металлов на мировые рынки, что большинство стран СЭВ имеют значительный и устойчивый актив торгового баланса в отношении развивающихся стран, основная часть которого выражается в твердой валюте.
Нельзя также не учитывать и долги развивающихся государств странам СЭВ, которые почти наполовину снижают общую величину существующей задолженности последних в твердой валюте по отношению к внешнему миру.
Что же касается Советского Союза, то мировым финансовым кругам прекрасно известно, что в целом его положение во всемирном хозяйстве - это положение традиционного кредитора, а не должника, если суммировать все его внешние обязательства и все виды задолженности ему со стороны других стран.
ДАВЛЕНИЕ НА ПОЛЬШУ
В нормальных условиях не вызывают сомнения и экономические возможности Польши - единственной социалистической страны, задолженность которой Западу является сегодня серьезной проблемой. В середине 1963 г. она составила, по официальным оценкам, 24,5 млрд. долларов. Примерно 55 проц. - это долги западным правительствам, остальное - западным коммерческим банкам.
Столь высокий уровень задолженности образовался под влиянием как внешних, так и внутренних причин. В ряду внешних причин ведущую роль сыграло, несомненно, буквальное "навязывание" Польше займов со стороны западных держав. Причем не только производительных инвестиционных займов, но и кредитов по покрытию текущих дефицитов торгового баланса, которые в своей основной части фактически были "проедены", особенно во второй половине 70-х годов, когда прежнее руководство Польши в своей кредитной политике потеряло необходимую осторожность. Ясно, что это "навязывание" кредитов явилось результатом стремления стран НАТО притянуть Польшу финансовыми ремнями к Западу, ослабить ее связи с социалистическим содружеством.
Среди внутренних причин образования столь значительной задолженности Польши главную роль, по мнению многих польских экономистов, сыграли две. Во-первых, распыление среднесрочных и долгосрочных инвестиционных займов по множеству проектов, среди которых не все были экономически оправданны, а некоторые по своему характеру были непосильными при нынешнем уровне экономического развития страны.
Во-вторых, несовершенство внутреннего экономического механизма, в частности в сфере капитального строительства, где недопустимо длительные сроки возведения капитальных объектов (в среднем 10 - 12 лет при мировых нормах 2 - 3 года) вызвали омертвление средств, не позволили вовремя начать оплату привлеченных инвестиционных кредитов (предоставлявшихся, как правило, на 5 - 8 лет) продукцией с кредитуемых объектов.
Запад пытается использовать сложившуюся трудную экономическую ситуацию, чтобы помешать нормализации обстановки в Польше, затруднить ускорение ее выхода из экономического кризиса, оказать помощь силам контрреволюции. Различного рода "санкции", принятые под нажимом США в отношении Польши, принесли ей, по официальным оценкам, прямой ущерб как минимум в 6 млрд. долл. и косвенные потери примерно на ту же сумму. Это вдвое превышает масштабы экспорта Польши на Запад в 1983 г. и составляет примерно половину ее сегодняшнего долга в твердой валюте.
И хотя задолженность Польши в последние годы так или иначе пролонгируется (правительственная - де-факто, коммерческим банкам - по достигнутой договоренности), важнейшим нерешенным вопросом остается необходимость изыскания валютных средств для обеспечения необходимого стране импорта, прежде всего для загрузки уже созданных и пока бездействующих производственных мощностей. При отсутствии новых кредитов и невозможности покрыть все производственные импортные потребности страны ее экспортными доходами в твердой валюте польская промышленность в 1982 г., по некоторым данным, не смогла выпустить товаров, прежде всего экспортных, на сумму, равную примерно 17 проц. ее общего промышленного производства.
Как подчеркнул В. Ярузельский на 8-м Пленуме ЦК ПОРП, "если капиталистические государства, финансово- экономические круги в этих странах хотят, чтобы мы оплатили наши долги, выполнили свои обязательства, то они - также и в собственных интересах - не должны блокировать в течение длительного времени наши импортные возможности, вызывая тем самым ограничения в росте нашего производства, в том числе и экспорта".
Однако именно в этой сфере США, на которые, кстати говоря, приходится лишь около 10 проц. польской задолженности, сосредоточили свое давление, направленное на то, чтобы не только изменить общественную систему Польши и подорвать ее международные позиции, но и обескровить ее экономически.
Между прочим, как писала английская газета "Гардиан", "нынешняя тупиковая ситуация наносит интересам европейских банков гораздо больший ущерб, чем интересам американских банков... Если бы правительствам стран ЕЭС дали возможность сделать все по-своему, большинство из них предпочло бы связаться с польскими властями и осторожно прозондировать почву относительно отсрочки погашения долга".
Нормализация платежного положения Польши - это сегодня не национальный и даже не региональный вопрос. В интересах стабильности всей международной валютно- финансовой системы должны быть созданы условия для восстановления экспортных возможностей Польши и тем самым - ее возможностей для погашения долгов.
Братские социалистические страны оказывали и оказывают Польше значительную помощь в решении этой задачи, в том числе и путем переориентации там, где это возможно - ее экспортно-импортных потоков с капиталистических рынков на рынок СЭВ. Однако многое в этом вопросе зависит и от самих кредиторов Польши.
В целом же надо сказать, что экономические отношения между социалистическими и капиталистическими странами переживали за десятилетия своего развития разные периоды. Достаточно напомнить, что нынешняя попытка администрации США возродить массированную экономическую блокаду мирового социализма - третья по счету после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Две прошлые позорно провалились. И есть все основания думать, что здравый смысл и чувство самосохранения человечества победят и что и эту попытку ждет такой же бесславный конец.
Н. ШМЕЛЕВ, доктор экономических наук
Смотрите также:
- Советские кредиты развивающимся странам, по данным журнала "Экономист", составляют 60 млрд. долл. Помогать, но по средствам →
- ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ: Кредитная блокада дает осечку →
- СОПОСТАВИМ. КРЕДИТ: ДВА РАЗНЫХ ПОДХОДА →