С РОСТОМ благосостояния советских людей, с повышением их культурных запросов возрастают и требования к уровню обслуживания населения.
КПСС постоянно заботится об увеличении объема и о повышении качества оказываемых населению услуг как одном из условий, определяющих благополучие и настроение людей. Задача дальнейшего развития сети и улучшения работы предприятий сферы обслуживания определена в постановлении декабрьского (1983 г,) Пленума ЦК КПСС.
Наряду с расширением и совершенствованием сферы услуг предстоит сделать многое, чтобы искоренить факты бестактного поведения и равнодушия к запросам потребителей, обеспечить в полной мере гарантию их прав и законных интересов, на страже которых стоят советские законы. Вот несколько фактов, говорящих о том, как действует закон.
...Однажды посетитель магазина N 11 Ленинградского райпищеторга г. Москвы попросил проверить на весах, правильно ли взвешено купленное им мясо. Продавец Бинну А. И. начал громко возмущаться высказанным ему недоверием, рассчитывая, что покупатель откажется от своего требования, но тот настаивал, и Бинну швырнул покупку на весы. Оказался обсчет на 41 копейку. Еще три покупателя проверили вес купленного мяса, и выяснилось, что каждый из них был обманут продавцом соответственно на 16, 24 и 49 копеек.
Суд приговорил Бинну к исправительным работам сроком на 1 год с удержанием 20 проц. заработной платы ежемесячно и лишил его права занимать должности, связанные с материальными ценностями, сроком на 5 лет.
Более строгому наказанию - лишению свободы на 3 года с конфискацией имущества и лишением права работать в системе торговли в течение 5 лет - был подвергнут судом продавец другого магазина - Сорокина Т. И. Пользуясь гирей с маркировкой 1 кг при фактическом ее весе 854,8 г, Сорокина систематически недовешивала покупателям помидоры, а вырученные деньги присваивала.
Факты обмана посетителей имеют место и на предприятиях общественного питания. Свыше 2 тыс. рублей присвоили директор кафе Уфимского треста столовых Нуриева и заведующая производством Коробкова, продавая кофейный напиток по цене натурального кофе. Обе они приговорены к лишению свободы. Бывают случаи обсчета посетителей официантами кафе, ресторанов, работниками ателье по пошиву одежды, других предприятий.
Опасность таких преступлений, при которых причиняется материальный ущерб гражданину, заключается в том, что нарушается социалистический принцип распределения материальных благ в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Кроме того, это отрицательно влияет на психологию людей, разжигая частнособственнические инстинкты, стремление к незаконному обогащению за счет присвоения трудовых сбережений граждан. Подобные преступления подрывают авторитет советской торговли в глазах трудящихся, доверие к работникам торговли.
С этими явлениями в нашем обществе отнюдь не мирятся, ведут с ними постоянную и повсеместную борьбу. Любая попытка обмануть покупателя или заказчика, нажиться за его счет преследуется по закону.
В соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса РСФСР и аналогичными статьями Уголовных кодексов других союзных республик, обмеривание, обвешивание, обсчет, превышение установленных розничных цен, а также цен и тарифов на бытовые и коммунальные услуги, оказываемые населению, или иной обман покупателей и заказчиков в магазинах, на других торговых предприятиях или предприятиях общественного питания, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства наказываются исправительными работами на срок до 2 лет или штрафом до 400 рублей. Если такие действия совершены по предварительному сговору группой лиц, или в крупных размерах, или лицами, ранее судимыми за те же преступления, то применяется наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с конфискацией или без конфискации имущества. Одновременно виновный лишается права занимать определенные должности в указанных предприятиях на срок до 5 лет.
В сентябре 1981 г. было принято дополнение к Уголовному кодексу РСФСР (ст. 156"sup"2"/sup" и 156"sup"3"/sup"), которое позволило привлекать некоторых недобросовестных работников сферы обслуживания к уголовной ответственности за вымогательство у граждан незаконного вознаграждения, за продажу товаров со складов, баз, из-под прилавков магазинов.
Как отметил в одном из своих интервью заместитель прокурора РСФСР Б. П. Наместников, новые меры повысили результативность борьбы с поборами и нарушениями правил торговли. Теперь мелкие жулики, вымогатели, любители "подпольной" торговли чувствуют себя неуютно, многие из них уже привлечены к уголовной ответственности.
Так, к 3 годам лишения свободы был приговорен водитель такси автоколонны N 1789 г. Ивантеевки Мурзин Е. Ф., который подыскал в аэропорту транзитных пассажиров, спешивших в другой аэропорт, и, пользуясь этим обстоятельством, потребовал у них и получил сверх показаний счетчика 31 руб. 50 копеек.
За вымогательство у пассажиров незаконных вознаграждений при приобретении ими билетов на самолеты осуждена к 3 годам лишения свободы кассир Аэрофлота Королева Г. П.
Подобные действия, если их совершают должностные лица, расцениваются как получение взятки. К сожалению, еще бывают случаи, когда, например, члены приемной комиссии в учебном заведении обеспечивают абитуриенту "проходной" балл, получая за это весомую мзду. Бывает, что направление в лечебное учреждение обусловливается определенным вознаграждением соответствующему должностному лицу и т. п. По закону (ст. 173 Уголовного кодекса РСФСР) получение взятки наказывается длительным - от 3 до 15 лет - лишением свободы с конфискацией имущества, а при наличии особо отягчающих вину обстоятельств - смертной казнью. Судебной практике известны такие факты.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию торговли и улучшению торгового обслуживания населения в одиннадцатой пятилетке" предусматривает укрепление предприятий и организаций торговли и общественного питания подготовленными, политически зрелыми руководящими работниками, повышение требовательности к ним в плане строгого соблюдения государственной дисциплины, правил советской торговли.
Не обойтись в этом важном деле и без содействия общественности, отдельных граждан, трудовых коллективов. Кто, кроме самих же работников, например таксопарка, его руководителей и общественных организаций, должен навести в нем порядок? Те же таксисты могут и обязаны ставить в своих трудовых коллективах вопросы перед администрацией и профсоюзом об ответственности тех, кто занимается поборами. Ныне коллективам даны очень широкие права.
Активность общественности в немалой степени зависит от того, насколько люди информированы в правовом отношении и насколько хорошо они понимают меру своей ответственности. Печать, радио, телевидение проводят большую разъяснительную работу. Работники правоохранительных органов регулярно бывают в трудовых коллективах, комментируют закон.
Результаты уже сказываются. На многих предприятиях торговли и быта за дело взялись профсоюзные и комсомольские организации, активизировался народный контроль. В органы прокуратуры и милиции постоянно поступают сигналы от трудящихся о случаях нарушения правил в сфере торговли и быта. Именно в этой заинтересованности людей, в их контакте с администрацией предприятий, общественными организациями, правоохранительными органами - залог дальнейшего укрепления социалистической законности в сфере торговли и обслуживания населения.
Б. ПРОТЧЕНКО, заслуженный юрист РСФСР, кандидат юридических наук