СЕГОДНЯ космонавтика уже вышла из области экзотики, стала деловой, обыденной, Но каждому понятно, что в нынешних буднях вызревает то, что выведет освоение космоса на новый "виток", на новые рубежи.
ЧЕГО НЕ ПРЕДПОЛАГАЛИ ФАНТАСТЫ
Если обратиться к прогнозам, которые высказывались в начале 60-х годов, когда в космос поднялись первые пилотируемые корабли, то можно обнаружить одну особенность. С одной стороны, наше время почти с уверенностью определялось как начало пилотируемых полетов на Марс, Венеру, другие планеты. С другой стороны, даже в произведениях научной фантастики тех лет не обращали внимания, например, на возможности космической технологии и даже на изучение Земли из космоса.
И сегодня наверняка мы знаем тоже далеко не все, что будет осложнять дальнейшую реализацию космических программ. Но то, что уже знаем, то, что освоено, позволяет увереннее прогнозировать как возможности, так и ограничения, которые накладывают техника и… экономика. Когда состоялся запуск станции "Салют-6", у одного из ее создателей, космонавта К. Феоктистова, поинтересовались, нельзя ли было сделать ее побольше размерами.
- Можно, - согласился Феоктистов, - а... зачем? Чудес в технике не бывает, создание новых конструкций - это вопрос капиталовложений, не более. Создавать космическую технику на всякий случай, по принципу "чем больше, тем лучше", - неразумно. Всегда должен четко стоять вопрос: для чего?
Итак, для чего? Вопрос, который, можно сказать, лежит в основе формирования и прошлых, и нынешних, и будущих космических программ. Что касается прошлых, то цель здесь в какой-то мере была очевидна: отработка элементов космических полетов, поиск ответов на самые простые вопросы о том, как жить и работать человеку в космосе. Это направление в сущности сохраняется и сегодня. Конечно, задачи усложнились, и, скажем, от элементарных "рабочих" операций космонавты шагнули к сложнейшим работам в открытом космосе.
КОСМИЧЕСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ...
Учиться "космическому бытию", видимо, придется всегда. Но сегодняшним этапом пилотируемой космонавтики стал практический поиск решения народнохозяйственных задач, научного познания окружающего мира.
Доктор технических наук, космонавт Г. Гречко, дважды начинавший серию длительных полетов, сравнил их с работой научно-исследовательских институтов.
Если продолжить сравнение, то, скажем, спутники связи, метеорологические спутники можно уже сейчас - правда, весьма условно - считать... автоматическими заводами, дающими конкретную "продукцию" - скажем, информацию по результатам визуальных наблюдений, снимки, спектрограммы и т. п. Но это пока скорее "побочное производство", главными же все-таки остаются исследования, эксперименты, нацеленные на будущее.
Что же обещает в недалеком будущем достаточно эффективный практический результат? Здесь четко просматриваются два направления космического поиска. Это, во-первых, космическая технология, т. е. получение в космосе материалов с недостижимыми для земного производства свойствами, и, во-вторых, получение информации о Земле.
Сегодня ясно, что будущие космические заводы будут безлюдными. Далее: специализироваться они станут на выпуске такой продукции, которой нужно сравнительно немного по объему. Главный "кандидат" уже определился. Это полупроводниковые материалы. Их рабочие свойства определяются совершенством кристаллической решетки, степенью равномерности распределения легирующих микродобавок... Земная технология по многим направлениям практически достигла предела, то есть каждый последующий шаг дается все дороже. И цена порой несоизмерима с результатами. Еще дороже обходится производство сложных полупроводников, когда нужны монокристаллы сплава двух или трех металлов, которые контрастны и по температурам плавления, и по плотности. Это все равно что пытаться заморозить смесь воды и керосина до того, как она расслоится. Невесомость снимает большую часть этих проблем.
Эксперименты на установках "Сплав", "Кристалл", где велась работа с реальными полупроводниковыми материалами, показали, что не все так просто. Земная сила тяжести практически ушла, но оказалось, что ее едва заметные "остатки", точнее их аналоги - микроускорения, которых предостаточно на станции, вмешиваются в процессы кристаллизации довольно активно.
...И БИОЛОГИЯ
Эксперименты по космической металлургии пришлось дополнить программой фундаментальных исследований. По сути, на наших глазах формируется новая научная дисциплина - физика невесомости. И вряд ли сегодня можно в полной мере представить все, что будет построено на ее фундаменте. Ведь уже сейчас к слову "технология" прибавилась приставка "био". Эксперименты, которые провели экипажи на станции "Салют-7" с помощью установки "Таврия", подтвердили прогнозы ученых о возможности использования невесомости для выделения ультрачистых биологических препаратов. Причем, хотя их надо немного, потребность в них острейшая. Скажем, в невесомости реально получение антигриппозных вакцин, не вызывающих аллергических реакций. Их можно использовать, например, для профилактики гриппа у детей, чего сейчас, как известно, не делается, поскольку добиться нужной чистоты в земных условиях не удается. Чтобы еще более подчеркнуть остроту этой проблемы, приведем такой факт: есть препараты, годовая потребность в которых составляет буквально граммы, а процесс их выделения длится порой месяц, причем "выход" составляет миллиграммы. На установке "Таврия" за несколько часов методом электрофореза удалось получить несколько десятков миллиграммов ультрачистой фракции одного из таких препаратов.
В космосе проводились эксперименты по получению сверхмагнитных материалов, оптических стекол. Здесь тоже очевидны преимущества технологии в невесомости. Но ближайшей задачей, видимо, все-таки будет организация промышленного производства полупроводниковых материалов и биопрепаратов. Непосредственное участие космонавтов в самом технологическом процессе, скорее всего, продолжится на стадии полупромышленного производства. Промышленное же производство будет размещено на автоматических беспилотных спутниках.
СПУТНИК-ЗАВОД
Сегодня уже довольно четко видны главные требования и к самим спутникам, и к организации всего цикла космического технологического процесса. Во-первых, у спутника-завода должна быть достаточно мощная "электростанция". Сейчас для этих целей наиболее эффективны солнечные электрические батареи. Последние работы космонавтов в открытом космосе показали, что увеличить площадь солнечных батарей непосредственно на орбите, смонтировать дополнительные - совершенно реально. В перспективе - отработка, использование и других систем энергоснабжения, например, атомных реакторов.
Во-вторых, спутнику-заводу понадобятся системы стыковки с пилотируемой станцией. Даже при полной автоматизации производственного процесса перезаряжать технологические установки сырьем, забирать и готовить к отправке на Землю продукцию будут люди. Им же придется заниматься наладкой, перенастройкой техники, наконец, ремонтом. А это в свою очередь определит и размеры спутника. Как известно, мы имеем сейчас такой спутник-корабль. Он работал в составе орбитального комплекса под названием "Космос-1443" в грузовом варианте.
Смотрите также:
- В скором будущем человечество займется Луной и Марсом вплотную, как сегодня изучается Антарктида. Космос, Марс... и перестройка →
- НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. КОСМОНАВТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА (02.07.1984) →
- Космос служит людям →