Как известно, Осел является эмблемой демократической партии США, а Слон - партии республиканской. На иллюстрации, взятой их западной печати, хорошо видно, как представители обеих партий не жалеют усилий в борьбе за власть (даже Капитолий трещит), совершенно пренебрегая насущными проблемами, которые волнуют миллионы простых американцев.
6 ноября 1984 г. граждане США, имеющие право голоса (с 18 лет), в пятидесятый раз в истории страны придут к избирательным урнам, чтобы избрать на последующие 4 года президента и вице-президента. С этими главными выборами связаны также выборы:
- 435 членов палаты представителей на 2 года (в настоящее время здесь имеется значительное количественное преимущество демократической партии над республиканской);
- одной трети из 100 членов сената на последующие 6 лет (ныне в сенате 45 сенаторов-демократов, 55 - республиканцев).
ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ. Прежде чем граждане Соединенной Штатов Америки приступят к выборам президента, пройдет долгий и сложный, не всегда понятный для многих избирателей процесс избрания основных кандидатов в президенты.
Выявление кандидатов традиционно происходит в обеих партиях двумя путями: с помощью первичных выборов ("праймериз") или на партийных съездах.
Первая фаза президентских выборов начинается и кончается проведением партийных съездов. С 16 по 20 июля 1984 г. в Сан-Франциско 3933 делегата демократической партии выберут своего кандидата в президенты и предложенного им кандидата в вице-президенты. 2235 делегатов республиканцев выберут своих кандидатов на съезде с 20 по 23 августа в Далласе. Для избрания достаточно простого большинства (у демократов - 1967, у республиканцев -1118 голосов делегатов). При этом голосуют до тех пор, пока большинство не будет достигнуто.
ПРЕДВЫБОРНАЯ БОРЬБА И ВЫБОРЫ. После выдвижения кандидатов в президенты, в День труда, то есть традиционно в первый понедельник сентября (в нынешнем году - 3 сентября), начинается предвыборная борьба. Чтобы мобилизовать нужных избирателей, кандидаты тратят миллионы долларов.
Предвыборная борьба завершается голосованием. В соответствии с избирательной системой США президент и вице-президент избираются не всеобщими и прямыми выборами, а непрямым голосованием. Избранными считаются те кандидаты, которые получили абсолютное большинство голосов выборщиков.
Коллегия выборщиков с 1961 г. состоит из 538 членов. Она формируется по числу членов палаты представителей (435), сената (100) и трех выборщиков от округа Колумбия. Поскольку выборщики того или иного штата должны голосовать за кандидата в президенты, получившего наибольшее число голосов в их штате (пусть хоть на один голос больше, чем противник), стратегия предвыборной борьбы состоит, кроме всего прочего, в том, чтобы заполучить на свою сторону крупные по количеству населения штаты (Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Пенсильвания, Иллинойс, Огайо, Флорида и Мичиган), которые имеют и наибольшее число выборщиков. Чтобы стать президентом необходимо набрать 370 голосов выборщиков. В соответствии с этой системой вполне возможно, несмотря на мизерное абсолютное число голосов, победить, если завоевать штаты с большим контингентом выборщиков. Формальное избрание осуществляется коллегией выборщиков 17 декабря.
Выборщики голосуют в главном городе своего штата. Официальный подсчет голосов проведет 6 января 1985 г. председатель сената. 20 января 1985 г. вновь избранный президент займет свой пост.
СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫБОРОВ.
В системе финансирования выборов господствующий класс Америки имеет сильнейший инструмент для контроля и манипулирования процессом выборов. Финансовая мощь кандидата стала важнейшим фактором ведения предвыборной кампании.
Победитель президентских выборов 1980 г. Рейган имел в распоряжении 64 млн. долларов для решающей фазы предвыборной борьбы после съезда партии.
С 1976 г. практикуется открытое финансирование предвыборной борьбы за президентство. Так, Рейган и Картер получили в 1980 г. каждый по 29,4 млн. долл. от государства. В 1984 г. кандидаты обеих монополистических партий могут получить из официальных средств по 40 млн. долл. Другие партии и независимые кандидаты, в том числе и кандидаты коммунистической партии, получат официальную помощь лишь в том случае, если за них проголосует не менее 5 проц. избирателей. В 1980 г. получившему около 7 проц. голосов независимому кандидату Андерсону было выплачено после выборов 4,2 млн. долларов.
По материалам журнала "Хорицонт", ГДР
ОТ РЕДАКЦИИ
Практически вся деятельность двух основных политических партий США направлена на завоевание власти, причем победа на выборах означает не только политическую победу, но и материальные выгоды в виде высокооплачиваемых должностей и выгодных правительственных заказов для активных сторонников победившей партии и поддержавших ее монополий.
Для достижения этих целей партии не брезгуют никакими средствами: прибегают к противозаконному сбору финансовых средств в пользу своих кандидатов, шельмованию политических противников, подделке фамилий при подготовке избирательных списков, повторному голосованию, голосованию "призраков и гостей" (несуществующих или умерших лиц) и т. д.
В большей степени это присуще республиканской партии. Достаточно упомянуть хотя бы "уотергейтское дело" 1972 г., когда республиканцы были изобличены в краже документов в штаб-квартире демократической партии. А в 1980 г. республиканцы, готовя в президенты Рейгана, выкрали предвыборные документы из офиса демократа Картера.
Президентские выборы в США с 1944 по 1980 г.
Республиканцы и демократы
Демократическая и республиканская партии (образованы соответственно в 1828 г. и 1854 г.) являются партиями монополистической буржуазии. Разница между ними состоит лишь в различных названиях.
- Республиканцы поддерживаются и финансируются в основном верхушкой промышленно-финансового капитала, демократы - больше "вторым рядом" монополий того же капитала.
- Республиканцы представляют политику "свободной игры" сил в хозяйственной системе страны; демократы делают ставку со времени мирового кризиса 30-х годов чаще всего на государственное регулирование экономики.
Двухпартийная система США отличается целым рядом особенностей.
- Обе партии - слабо организованные подвижные предвыборные коалиции без постоянного партийного аппарата и членской основы (не говоря уже о партийных билетах или членских взносах).
- Обе партии не имеют постоянной политической программы и устава. Принимаемые на съездах "платформы" являются бессвязными, часто внутренне противоречивыми общими рассуждениями, которые в первую очередь служат тактическим целям предвыборной борьбы.
- Структура партийных организаций децентрализованная и сильно зависит от федеративного устройства государства. Национальные комитеты обеих партий имеют лишь ограниченное влияние и оживают только в периоды партийных съездов и выборов, так как именно в это время они занимаются дележом денег, предназначенных на проведение выборов.
Смотрите также:
- За что голосовали депутаты России. НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОИМЕННОГО ГОЛОСОВАНИЯ →
- ГОСКОМСТАТ СССР СООБЩАЕТ (29.07.1988) →
- СОПОСТАВИМ (20.05.1988) →