НА СЕНТЯБРЬСКОЙ СЕССИИ Никопольского городского Совета Днепропетровской области в прошлом году депутат И. Кличман обратился с запросом к директору Южнотрубного завода П. Куценко о причинах невыполнения предприятием задания по дополнительному производству товаров народного потребления. Он указал, что из десяти новых видов изделий освоено только пять.
Городской Совет включил этот запрос в повестку дня сессии. На заседании с объяснением выступил директор завода. Начались прения, в которых приняли участие депутаты. От имени постоянной комиссии городского Совета по промышленности, транспорту и связи и от имени заводской депутатской группы выступили их председатели. После всестороннего обсуждения было принято решение, учитывающее все предложения выступивших. Директора завода обязали установить личный контроль за увеличением производства и улучшением качества товаров широкого потребления. И это возымело действие.
На заводе усилили внимание к механизации трудоемких процессов, ввели в действие новое гальваническое отделение. В итоге цех ширпотреба, а также два трубных цеха, помогавшие ему, изготовили 40 видов изделий на сумму 5,5 млн. рублей. Через полгода на сессии депутатам было доложено: "В соответствии с депутатским запросом сообщается, что план и дополнительное задание по производству товаров народного потребления выполнены полностью".
ВАЖНАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ
Это лишь один из примеров деятельности Советов народных депутатов, эффективности их контроля за работой органов управления, руководителей предприятий и учреждений. Подобных фактов тысячи. Они убедительно опровергают вымыслы наших идеологических противников на Западе, пытающихся умалить и извратить роль наших органов государственной власти, принизить результаты их повседневной работы.
Депутатский запрос, о котором шла речь выше, лишь одна из форм контрольной деятельности Советов. Вместе с тем это и трибуна гласности работы органов государственной власти, яркое проявление нашей социалистической демократии. Активно используя это предоставленное депутатам Конституцией СССР право, избранники народа добиваются решения многих важных и острых вопросов.
Применительно к местным Советам депутатский запрос - это официальное письменное или устное требование депутата к исполнительному комитету данного Совета, руководителям его отделов и управлений, а также к руководителям расположенных на территории Совета предприятий, учреждений и организаций дать ответ на сессии Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции этого органа государственной власти.
Согласно Закону о статусе народных депутатов, основным содержанием депутатских запросов является контроль за работой органов государственного управления и должностных лиц. Запрос - своеобразная форма требовательной и результативной критики, усиливающей роль и влияние Советов во всех сферах жизни.
Запросы подлежат включению в повестку дня сессии автоматически. Отклонить запрос можно лишь в том случае, если его содержание выходят за пределы компетенции данного Совета народных депутатов.
ДЕЙСТВЕННАЯ СИЛА
Используя право депутатского запроса, народные избранники вносят свой вклад в дело укрепления государственной дисциплины, мобилизуют усилия трудящихся на выполнение планов экономического и социального развития, помогают устранять неполадки, мешающие людям хорошо жить и трудиться.
Депутатский запрос - это серьезный сигнал о необходимости обратить особое внимание на состояние дел на том или ином участке хозяйственного и социально-культурного - строительства, о необходимости принять соответствующие меры, в том числе и организационные.
Развитию этой формы контроля со стороны Советов за деятельностью органов управления как одного из проявлений социалистической демократии важную роль постоянно придает наша партия. Не случайно число депутатских запросов постоянно растет. Так, если в 1973 - 1975 гг. на сессиях местных Советов было рассмотрено 114 969 запросов, то в 1975 - 1977 гг. их стало 136 775, а в 1978 - 1979 гг. - 154 295 запросов. В одном только 1983 г. было внесено 83 772 депутатских запроса.
Возникнув в результате общения с избирателями, тщательной проверки и вдумчивого анализа дел на том или ином участке, запрос депутата нередко содержит в себе конструктивные предложения, помогает установить целесообразность вынесения данного вопроса на рассмотрение Совета или заседания исполкома.
Вот лишь один из многочисленных примеров. Пищу для весьма серьезных размышлений дали подсчеты, которые сделала депутат Завет-Ленинского сельского Совета народных депутатов Джанкойского района Крымской области Е. Попова. Как показали приведенные ею цифры, местные жители - колхозники колхоза "Завет Ленина" - массу времени тратили на поездки в районный центр в сберкассу. Чтобы положить деньги на счет или получить их, оплатить коммунальные услуги, необходимо было отпрашиваться с работы, отправляться в Джанкой, стоять в очереди в сберкассу...
Неоднократно пытались исправить такое положение, но безуспешно. Поэтому Е. Попова и решила использовать свое право запроса к исполкому сельского Совета. В результате было найдено наиболее приемлемое решение - по указанию райисполкома открыта сберкасса в селе.
В ИНТЕРЕСАХ НАРОДА
Анализ запросов, сделанных депутатами, показывает, что благодаря им своевременно введены в строй тысячи школ, детских садов, больниц, магазинов, клубов, жилых домов, открыты многие предприятия сферы услуг. Увеличено производство товаров для народа. В городах и селах улучшена работа пассажирского транспорта, проложены новые дороги.
Опыт учит, что запросы депутатов на сессиях обретают действенную силу только тогда, когда к ним не относятся формально. А это значит, что Совет, приняв к сведению заверения, данные на сессии, контролирует выполнение запросов. К сожалению, далеко не везде это стало правилом. Бывает, что многие депутаты своим правом запроса не пользуются, хотя не везде благополучно обстоят дела с выполнением наказов избирателей, не всюду в достатке производятся товары народного потребления, немало недостатков в работе сферы услуг.
Есть еще, к сожалению, факты, когда некоторые руководители предприятий, организаций и учреждений порой легковесно относятся к депутатским, запросам, "забывают", что обратившийся к ним народный избранник говорит от имени тысяч людей, доверивших ему быть своим представителем в Совете.
Устранение этих и других недостатков, как того требует постановление апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении работы Советов народных депутатов", поднимет роль государственных органов в контроле за выполнением и соблюдением всех принимаемых ими решений, всех советских законов. А это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему развитию социалистической демократии.
Смотрите также:
- ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ. Взвешивая все "за" и "против" →
- НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ. Контролируют Советы →
- ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ (часть 2) →