ОРИЕНТИР. Партия и экономика (часть 2)

   
   

(Окончание. Начало см. "АиФ", 1984, N 31)

КОРР: Но ведь бывают случаи дублирования функций органов партии и государства?

ЗАГЛАДИН: Да, и о них открыто говорится на Пленумах ЦК партии, в партийной печати. Это те случаи, когда необходимое разграничение функций партийных комитетов и государственных, хозяйственных органов проводится недостаточно четко, непоследовательно. Возникают элементы дублирования одними других. Это наносит ущерб работе и партийных комитетов, и государственных органов, а стало быть, и делу в целом.

Случается, скажем, что работники Советов, министерств, предприятий, сталкиваясь со сложными проблемами, не проявляют необходимой самостоятельности, стремятся переложить их решение на партийные органы, уйти от ответственности. И если тот или иной партийный орган идет таким работникам навстречу, начинает работать за них, то этим он поощряет безответственность. Ясно, что это не способствует успеху работы. Да и для самого партийного органа появляется опасность ослабления роли его как органа политического руководства.

Иными словами, случаи дублирования, подмены партийными органами советских или хозяйственных бывают, но это не правило, а исключение. Курс партии состоит в том, чтобы четко разграничивать функции партии и государства. Это, как было отмечено на февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, крупный вопрос политического значения.

Именно под этим углом зрения следует рассматривать и принятое апрельским (1984 г.) Пленумом Центрального Комитета постановление "О дальнейшем улучшении работы Советов народных депутатов". Оно направлено на то, чтобы все Советы работали лучше, эффективнее, полностью реализовали свои возможности.

Важная тенденция развития нашей советской политической системы - неуклонное расширение компетенции и прав Советов. И если партия их критикует, то не за избыток, а за недостаток самостоятельности, боевитости, принципиальности, за неумение привлечь к работе массы, за дефицит внимания к насущным запросам людей, за боязнь ответственности.

Иной раз, когда партийные органы и впрямь берут на себя решение многих вопросов, которые в принципе должны решать не они, их за это не критикуют, а благодарят. Потому что поступают они таким образом в сложных, даже критических ситуациях: наводнение, тайфун, землетрясение... Как правило, именно партийные комитеты становятся штабом по ликвидации их последствий.

КОРР: Вы говорили о взаимодействии партийных и государственных органов, прежде всего Советов. А какую роль в экономической сфере партия отводит массам? Не принижается ли их роль, их значение?

ЗАГЛАДИН: Как раз наоборот! И это вполне естественно. В ходе развернувшейся ныне большой, напряженной работы по совершенствованию развитого социализма советскому обществу предстоит решить немало весьма сложных задач. В области экономики это интенсификация, ускоренное внедрение в производство достижений науки и техники, осуществление крупных комплексных программ, перестройка хозяйственного механизма. Поставим вопрос: можно ли достичь всех этих целей без широкого развертывания инициативы и творчества масс, без самого активного включения их в решение насущных проблем общественной жизни? Ответ, видимо, ясен: нет, нельзя.

Активное и все более полное привлечение масс, трудовых коллективов, профсоюзов и других общественных организаций трудящихся к рассмотрению и решению всех, в том числе экономических, проблем - это принципиальная установка партии, вытекающая из понимания ею социалистической демократии именно как расширения практического участия масс в управлении делами общества.

КОРР: Как партия решает эту задачу?

ЗАГЛАДИН: Приведу два примера. Экономическая стратегия, разрабатываемая партией, затрагивает жизненно важные интересы каждого района и отрасли, каждого из многочисленных народов СССР, в конце концов - каждой семьи. Нужна такая стратегия, которую поняли бы и одобрили все. И если главные ее положения, конкретизирующие линию партии, действительно разрабатывают сначала специалисты, соответствующие планирующие и научные учреждения, то в дальнейшем их проекты становятся объектом общепартийной, а потом и всенародной дискуссии. В ходе обсуждения проект в большей или меньшей степени меняется, совершенствуется. И вовсе не обязательно, чтобы авторами наиболее важных поправок выступали ученые или крупные хозяйственники. Сплошь и рядом цепные предложения дают партийные организации, трудовые коллективы, рядовые работники, то есть те, кому предстоит выполнить все намеченное.

Такая система прошла надежную проверку жизнью. Так рождались все пятилетние планы, в том числе и план одиннадцатой пятилетки. В обсуждении принятых XXVI съездом партии Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года участвовало более 121 миллиона человек, которые внесли тысячи предложений, дополнений и уточнений. Так же рождались Продовольственная программа СССР, важнейшие решения по совершенствованию планирования и управления, по укреплению дисциплины, по развитию производственной демократии...

Другой пример. План утвержден, его выполнение началось. И на этом этапе особое значение имеет деятельность масс, активность трудовых коллективов. За последнее время в нашей стране был принят ряд важных документов, направленных на дальнейшее развитие инициативы трудящихся. В их числе - Закон о трудовых коллективах, постановления об укреплении дисциплины, о развитии бригадной формы организации труда в другие. О каждом из этих документов, о его воздействии на жизнь нашего общества можно рассказывать очень много. И хотя, конечно, далеко не все вопросы можно считать решенными, активность трудящихся, роль трудовых коллективов значительно повысились. Об этом говорят многочисленные предложения рабочих, колхозников, служащих, принимаемые ими новые, более высокие обязательства и, конечно, заметно возросшая требовательность трудовых коллективов к работе дирекций предприятий, администрации, руководящих органов вообще. И эго очень хороший признак, свидетельство моральной силы и крепости нашего общества, роста влияния партии и ее политики на жизнь народа.

Если же говорить о практических результатах, они, наверное, хорошо известны нашим читателям. План выпуска промышленной продукции, но сравнению с первым полугодием прошлого года выполнен на 104,5 проц., ввод в действие основных фондов за счет государственных капитальных вложений - на 109 процентов. Возросла за этот период и производительность труда. В частности, по промышленности она увеличилась на 4,2 проц., в строительстве - на 2,4, на железнодорожном транспорте - на 2,3 процента. На 2,4 проц. по сравнению с там же периодом прошлого года выросла и средняя заработная плата рабочих и служащих. А это значит, что экономическая стратегия партии реализуется с успехом.

Смотрите также: