[Есть ответы] Ваши вопросы от 06.08.1984

   
   

Мне встречались сообщения о Кольской скважине. Для чего ее пробурили? Ведь, насколько я понял, это дорогостоящее сооружение не носит промышленного характера. Есть ли подобные скважины в развитых странах Запада и если да, то как наша выглядит в сравнении с ними?

В. Коростылев, Воронеж

ПО ПРОГНОЗАМ некоторых ученых, минеральные ресурсы могут истощиться через 50 - 100 лет. Потребность же в них с каждым годом возрастает. Это обстоятельство и заставляет ученых, инженеров, техников идти за новыми месторождениями в глубины Земли.

Сегодня на континентах Земли уже пробурено несколько миллионов скважин, но лишь тысячи из них перешагнули пятикилометровый рубеж. Тех же, что достигли девятикилометровой отметки, всего единицы.

И вот в начале этого года произошло знаменательное событие: впервые в мире советские буровики Кольской скважины достигли отметки 12 тыс. метров и более чем на 2200 метров превысили мировой рекорд прямого проникновения в глубину нашей планеты.

Идея пробурить серию сверхглубоких скважин, чтобы выявить строение земной коры, родилась в нашей стране в 1961 году. В том же году была разработана подробная программа работ.

Почему именно на Кольском полуострове было решено пробурить эту экспериментальную скважину? А потому, что за последние сотни миллионов лет разрушительной силой льда, ветра и воды здесь, в северной части Балтийского щита, неподалеку от Баренцева моря, оказалась напрочь стесанной 15-километровая толща земной коры. В результате в ряде районов прямо на поверхность выходят кристаллические породы. Таким образом, в этих районах ученые смогли как бы подойти ближе к недрам. Но задача от этого облегчилась не намного.

Для ее решения был разработан принципиально новый способ бурения - турбинный, при котором многосоттонная колонна остается неподвижной, вращается одно долото.

Кольским буровикам, как ни на одной другой сверхглубокой скважине мира, удалось сохранить "осанку": у нее каждые 1000 м ствола отклоняются от вертикали примерно на градус. Для сравнения отметим, что забой самой глубокой американской скважины "Берта Роджерс" (9583 м) ушел в сторону на 25 градусов, т. е. отклонение от вертикали на каждые 1000 м составляет 2,6 градуса.

Каковы же результаты этого грандиозного эксперимента, что стало известно ученым? Пока, понятно, вопросов больше, чем ответов. Это и неудивительно, поскольку фундаментальные знания требуют и фундаментального осмысления. И все же кое-что можно сказать.

Получен чисто практический перспективный результат: на больших глубинах установлена рудная минерализация, что в несколько раз увеличивает диапазон глубин формирования полезных ископаемых.

Получены окаменевшие (свыше двух десятков) остатки простейших микроорганизмов, возраст которых около 2 млрд. лет, глубины залегания - 7 километров.

И наконец, одна из главных сенсаций. Скважиной пока не подтвердилось фундаментальное геологическое представление о разделе земной коры на "гранитный" и "базальтовый" слои. Геофизики, например, предполагали, будто скважина пройдет по вулканическим и осадочным породам до 4500 - 4100 метров, а дальше будет гранитный слой. Скважина прошла до 6800 метров, где ожидался переход от "гранитного" слоя к "базальтовому", но последнего там не оказалось. На этот раз специалисты утверждают, что базальтовые слои будут вскрыты на глубине 13 километров. Таким образом, практика вносит уточнения в основные положения послойной теории строения земной коры.

Важно отметить и то, что, достигнув проектной отметки, скважина не перестанет служить науке. Уже сейчас различные датчики замеряют пульсации электрических и магнитных полей, сообщают о химическом составе и физических свойствах пород, замеряют их диэлектрическую проницаемость, уровень радиоактивности и многое другое. Скважина - это своеобразная глубинная обсерватория, следящая за дыханием земных недр.

Нет сомнения, что такое сложное предприятие, как путешествие вдоль радиуса планеты, стало возможно только благодаря мощному научному и техническому потенциалу нашей страны, тем преимуществам в развитии науки и техники, которые заложены в плановой системе хозяйства.

***

Не могли бы вы рассказать, как в самом Китае трактуется политика "открытых дверей", проводимая правительством этой страны?

И. Усачев, Алма-Ата

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ этой теме много внимания уделяет китайская печать.

В подготовленном ТАСС обзоре приводятся такие высказывания. Газета "Цзинцзи жибао", например, отмечает, что политика "открытых дверей" является "важнейшей стратегической установкой, государственным курсом развития китайской экономики в ходе осуществления четырех модернизаций". Утверждается, что без осуществления этой политики будет невозможно преодолеть разрыв между Китаем и развитыми государствами в экономическом и техническом отношениях. Как известно, в рамках политики "открытых дверей" в КИР созданы т. н. "специальные экономические зоны". По официальным оценкам, зоны характеризуются тем, что для своего развития используют главным образом иностранный капитал, их продукция идет большей частью на экспорт, экономическая деятельность в них строится на принципах рыночного регулирования, а иностранным предпринимателям в этих районах предоставляются налоговые и процедурные льготы.

В этом году было также объявлено решение Госсовета КНР о предоставлении 14 приморским городам, расположенным по всему побережью страны, "расширенных прав в ведении внешнеэкономической деятельности". В распространенном недавно агентством Синьхуа "комментарии Госсовета" к этому решению указывается, что основными формами такой деятельности будет организация смешанных предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале, "предприятий совместного хозяйствования на кооперативных началах" и предприятий, основанных целиком на иностранных инвестициях. Подоходный налог с наиболее крупных и технически современных из этих предприятий будет взиматься по льготной ставке, более чем в три раза ниже обычной. Льготные условия должны предоставляться и при ввозе средств производства, а также в экспорте продукции и сбыте ее на внутреннем рынке Китая.

Китайская печать, подчеркивая выгоды политики "открытых дверей", писала, что к началу 1984 года в Китай во всех формах было привлечено в общей сложности почти 15 млрд. долларов иностранных инвестиций. Значительную часть этой суммы, как сообщается, составляют капиталы зарубежных китайцев.

В публикациях одновременно критикуются распространенные в стране "заблуждения" и "неправильные суждения" в отношении политики "открытых дверей". Китайская печать призывает читателей уяснить "принципиальное отличие" нынешних "специальных экономических зон" от колониальных концессий и т. н. "открытых портов", которые Китай был вынужден терпеть в прошлом под диктатом империалистов. Отмечается также наличие у многих людей "беспокойства" по поводу того, что нынешняя внешняя экономическая политика может привести к усилению антисоциалистических взглядов и настроений. "Необходимо учитывать, - признает "Цзинцзи жибао", - что по мере развития политики открытых дверей капиталистическое влияние в нашей стране, разлагающее влияние буржуазной идеологии и образа жизни неизбежно в известной мере возрастут".

Гуанчжоуская газета "Янчэн ваньбао" пишет, что вместе со свежим воздухом политика "открытых дверей" принесла и духовное загрязнение, которое распространилось в области культуры, в духовной сфере.

***

Слышал о том, что в США уже чуть ли не объявлен состав делегации для проведения советско-американских переговоров в Вене. Насколько серьезны намерения Вашингтона и насколько реальны переговоры по предотвращению милитаризации космического пространства?

В. Липов, Краснодар

В ПРЕССЕ США, в американских политических и дипломатических кругах сейчас поднята шумная кампания, цель которой - показать "рыцарство Америки" и ее готовность с "открытым забралом" сесть за стол переговоров в Вене. На страницах газет даже мелькают имена тех, кого Белый дом якобы намерен послать в австрийскую столицу.

Весь этот спектакль общенационального масштаба действительно говорит о многом, но только не о желании и стремлении вашингтонской администрации предотвратить распространение гонки вооружений на космос. Напротив, он свидетельствует о намерении Белого дома пустить под откос предложенные Советским Союзом переговоры.

Оснований для подобного вывода более чем достаточно. Первоначальная реакция Вашингтона на очередное мирное предложение СССР была практически повсюду в мире расценена как отказ США от венских переговоров. Позднее, правда, американская сторона немало потрудилась, чтобы превратить свой негативный ответ в позитивный. Однако и в более поздних разъяснениях представителей администрации ни о каком запрещении и ликвидации космических вооружений речи не было. Полностью был обойден молчанием и важнейший элемент советской позиции - предложение установить взаимный мораторий на развертывание ударных космических средств. Единственное, о чем, как можно было понять, готова говорить американская сторона, - так это о "подходах" к решению проблемы предотвращения милитаризации космического пространства.

Иными словами, в ответ на конструктивное, честное и свободное от каких бы то ни было пропагандистских расчетов советское предложение Вашингтон уже в который раз предлагал вести "разговоры о переговорах", как это уже было в Женеве, где обсуждались вопросы ограничения и сокращения европейских и стратегических ядерных вооружений.

Более того, США фактически предприняли попытку уйти от рассмотрения проблемы, грубо подменив предмет переговоров другими вопросами. Прибегнув к пресловутой политике "увязок", администрация Рейгана выступила с заявлением о том, чтобы одновременно с космическим оружием обсуждались вопросы, касающиеся ядерных вооружений средней дальности в Европе и стратегических вооружений.

Пытаясь свалить все переговоры в одну "кучу", Белый дом тем самым выдвинул предварительные условия, причем заведомо неприемлемого характера. Сорвав женевские переговоры, США теперь решили заблокировать и переговоры по космосу. Недаром в Заявлении ТАСС отмечалось, что ответ американской администрации на предложение Советского правительства "является полностью неудовлетворительным, явно рассчитанным на то, чтобы космос был превращен в арену размещения оружия массового уничтожения".

О какой серьезности готовности Вашингтона к переговорам с СССР может идти речь, если под аккомпанемент громкоголосой пропагандистской кампании в США полным ходом идет подготовка к претворению в жизнь программы "космических войн", разработанной нынешней администрацией. Ускоренными темпами ведется разработка лазерного и пучкового оружия. В спешном порядке проводятся испытания противоспутниковых систем. Все большее число полетов космических кораблей системы "Шаттл" отдается на откуп Пентагону. Наконец, в нарушение советско-американского Договора от 1972 г., США приступили к разработке широкомасштабной системы противоракетной обороны. По самым скромным подсчетам, ее стоимость оценивается в 500 млрд. долларов. В соответствии с замыслами пентагоновских стратегов, ПРО должна будет обеспечить военно-стратегическое превосходство США над СССР, сделав американскую территорию "неуязвимой" для ответного ракетно-ядерного удара.

Надежды эти на безнаказанность, конечно, иллюзорны. Вполне реальны, однако, цифры и факты, которые свидетельствуют об истинных планах Вашингтона в отношении околоземного пространства. Они куда более впечатляющие, чем те псевдомиролюбивые пассажи, которые доносятся из США. Пропагандистская кампания об "американском поезде", якобы уже отходящем в Вену, - это предвыборный трюк хозяина Белого дома. К переговорам о предотвращении милитаризации космического пространства, предложенным Советским Союзом, она не имеет никакого отношения.

***

   
   

Четкая работа автомобильного транспорта в пору уборки урожая имеет большое значение. Известно также, что есть здесь и свои трудности. Что делается для их скорейшего преодоления?

П. Щелин, Горький

ГЛАВНЫЕ ТРУДНОСТИ - это своевременная доставка возрастающего с каждым годом урожая, его полная сохранность. Годовые объемы перевозок грузов для сельского хозяйства намечено увеличить за одиннадцатую пятилетку на 30 процентов.

Посмотрим, как решает эти задачи автомобильный транспорт, обслуживающий сельское хозяйство Российской Федерации. В страдную пору уборки урожая на перевозки сельхозпродукции направляется около 700 тыс. автомобилей.

Для того чтобы повысить материальную заинтересованность в своевременной отправке и приемке грузов, ускорении погрузочно-разгрузочных работ, а также в экономном расходовании горюче-смазочных материалов, увеличены размеры вознаграждений за сокращение простоя автомобилей, экономию топлива. Практика показывает, что выработка на один автомобиль в подрядных коллективах значительно выше, чем в обычных бригадах. Так, на уборке урожая 1983 г. работало по подрядному методу более 5,5 тыс. бригад водителей. В этих бригадах средняя производительность труда на 53 проц. превышала аналогичный показатель по РСФСР в целом.

В районах, областях, краях, автономных республиках создаются центры управления перевозками. Эти центры не только руководят работой автомобильного парка независимо от его ведомственной принадлежности, но и увязывают действия транспортников с сельскохозяйственными и заготовительными предприятиями и организациями. В результате этого в 1982 г., при росте объемов перевозок в сравнении с 1981 г. на 32 проц., количество используемых автомашин увеличилось всего на 5 процентов. В прошлом году объем перевозок вырос против 1982 г. на 78 млн. т, а число привлекаемых автомобилей даже сократилось на 28,6 тыс. единиц.

Ответы подготовили: А. СИРОТА, В. ЕНИКЕЕВ, Н. НИКОЛАЕВ.

Смотрите также: