Из сообщений печати известно, что объем советско-американской торговли в последние годы существенно уменьшился. С чем это связано, в чем причины?
В. Мотиков, пропагандист, Рига
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ торгово-экономический отношения за последние годы серьезно ухудшились и в настоящее время находятся в состоянии застоя. Причину этого - продолжающиеся попытки США использовать торговлю в качестве инструмента оказания на Советский Союз политического давления. При этом Соединенные Штаты, исходя из ложной предпосылки, что для СССР торговля с США жизненно важна (хотя она составляет лишь около 1,5 проц. его внешнеторгового оборота и около 0,1 проц. его валового общественного продукта), считают предоставление общепринятых в международном праве и практике недискриминационных условий торговли привилегией, которая должна даваться в обмен на угодную им внешнюю и внутреннюю политику Советского Союза.
Характеризуя торговую политику в отношении СССР, госдепартамент США, например, заявляет: "Мы не можем отделить нашу экономическую политику в отношении Советского Союза от общего советского поведения, даже в сфере нестратегической торговли". Эта политика закреплена и в законодательстве США о регулировании экспорта, которое предоставляет администрации право запрещать или ограничивать экспорт любых товаров, технологии или информации в целях "существенного продвижения внешней политики США".
Указанная позиция США противоречит положениям хельсинкского Заключительного акта и справедливо рассматривается Советским Союзом как вмешательство в его внутренние дела.
В результате такой политики США в отношении СССР объем взаимной торговли сократился - с более 2,8 млрд. руб. в 1979 г. до 1,9 млрд. руб. в 1983 году.
Но это так сказать, лишь "количественная" сторона этой торговли, которая даже в относительно благоприятные для нее периоды никогда не соответствовала потенциальным возможностям делового сотрудничества между такими странами, как СССР и США.
Не может не беспокоить и "качественная" сторона советско-американских торгово- экономических отношений. В 1972 г. было под писано соглашение между СССР и США о торговле, которое предусматривало ее нормализацию на основе общепринятых принципов международного права и практики. Как известно, это соглашение до сих пор не вступило в силу, а советско-американская торговля продолжает осуществляться в условиях отсутствия предусмотренного им режима наибольшего благоприятствования, важность которого зафиксирована в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Американская администрация под предлогом событий в Афганистане и Польше прервала деятельность совместной советско-американской комиссии по торговле, прекратила действие соглашения по вопросам судоходства, запретила полеты советских самолетов в США. Все вышеуказанное не могло не отразиться на уровне и структуре торговли между СССР и США. В частности, импорт Советского Союза из США в последние годы превышает экспорт в эту страну в среднем в 10 раз. Такое ненормальное положение объясняется во многом дискриминационными нормами закона о торговле 1974 г., в силу которых таможенные пошлины на ввозимые из СССР товары значительно выше пошлин, взимаемых с экспорта товаров других стран. Так, средний уровень таможенных пошлин по товарам номенклатуры советского экспорта в США составляет 15 - 20 проц., а для стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, практически не превышает 5 процентов.
Особенно высока степень дискриминации по машинам и оборудованию. Например, по металлорежущим станкам обычная пошлина составляет 6 - 10 проц., а для СССР - 30 - 45 проц., по электромоторам - соответственно 5 и 35 проц., по шарикоподшипникам пошлины для СССР превышают обычные в 6 раз. По нефти они выше в 2 - 4 раза, по дизельному топливу - в 2 раза, по ферросплавам в 3 - 7 раз, по отдельным химическим продуктам - в 6 раз и т. д.
Хотя объем советского экспорта в США и так невелик (в среднем около 200 млн. руб. в год за последние 10 лет), в настоящее время в США усилились попытки его сокращения под различными надуманными предлогами в том числе под видом абсурдных обвинений в использовании "принудительного труда" при производстве советских экспортных товаров.
ЧТО КАСАЕТСЯ советского импорта из США, то за последние годы в нем более чем в 4 раза сократилась доля машин и оборудования (1976 г. - 621 млн. руб., 1983 г. - 144 млн. руб.), что объясняется, во-первых, отсутствием государственных кредитов (в международной торговле в нестоящее время такое кредитование при покупке машин и оборудования стало общепринятой практикой), а во-вторых - ограничениями, введенными в США под предлогом того, что их экспорт в СССР якобы увеличивает его "военный потенциал".
Несостоятельность этого утверждения очевидна и не нуждается в доказательствах. Высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе признают и сами американцы. Например, Джон У. Кайзер в статье, опубликованной в недавно вышедшей книге "Здравый смысл в советско-американской торговле", пишет:
"Популярные представления меняются медленно. Одним из наиболее распространенных является то, что Советский Союз нуждается в западной технологии, чтобы не погибнуть. Для многих американцев является сюрпризом, что рельсы для метро в Вашингтоне были сварены с помощью уникального советского оборудования или что важная новая медицинская технология - хирургические сшивающие аппараты - основана на использовании советских патентов. Многие будут озадачены, узнав, что ряд ведущих американских компаний используют советские лицензии - "Дж. Р. Мвк-Дермот", "Джой мэньюфэкчуринг", "Дюпон", "Бриетол Майерс", "Кайзер алюминум" и др.
Подобная информация не совпадает с представлением о советской технической некомпетентности, которую мы научились считать самим собой разумеющимся фактом... Мы не любим много говорить о советских научных и технологических достижениях - таких, как первенство в открытии космической технологии, ядерного синтеза, лазеров, или достижениях в более "прозаических" областях, как сварка, ортопедическая медицина, энергетическое машиностроение, сталелитейная промышленность, сверхглубокое бурение, технология обработки металлов и материалов".
Пока экспорт советской технологии в США невелик, но, как пишет экономический обозреватель газеты "Джорнэл оф коммерс" Джон Старрелс, по мнению многих специалистов, может настать день, когда речь пойдет об "обратной передаче технологии с Востока на Запад".
***
В мае этого года в Нью-Йорке состоялось VIII годовое собрание Американо-Советского торгово-экономического Совета. Как оно проходила и можно ли в связи с этим говорить об оживлении советско-американских торгово-экономических отношений?
В. Подовинников, Ленинград
В СОБРАНИИ СОВЕТА (сокращенно АСТЭС) приняли участие свыше 300 представителей от 150 американских фирм, банков и ассоциаций, а также ряд высокопоставленных представителей администрации США.
Советскую делегацию возглавлял заместитель министра внешней торговли СССР В. Н. Сушков - сопредседатель АСТЭС.
На собрании Совета было рассмотрено нынешнее состояние и перспективы советско- американских торгово-экономических отношений.
В своем выступлении В. Н. Сушков подчеркнул, что нынешнее собрание АСТЭС демонстрирует намерение деловых кругов обеих стран сохранять и укреплять АСТЭС как важный канал общения, значение которого объективно возросло в условиях отсутствия в последние 5 лет по вине американской стороны официальных контактов между правительствами в торговой области.
Развитие советско-американской торговли, подчеркнул глава советской делегации, возможно при условии неукоснительного соблюдения американской стороной принятых ив себя обязательств, а ее значительное расширение может быть обеспечено только в том случае, если администрация США будет не мешать, а способствовать двусторонней торговле.
Сопредседатель с американской стороны У. Верити, выразив в своем выступлении мнение, что торговля нередко ставится в зависимость от политики, с сожалением констатировал, что объем советско-американского торгово-экономического сотрудничества значительно меньше возможного.
У. Верити отметил, что присутствие на собрании АСТЭС такого большого числа американских бизнесменов убедительно свидетельствует, что деловые круги США заинтересованы в развитии советско-американской торговли. По словам У. Верити, такому развитию может, в частности, способствовать соблюдение США договорных обязательств, а также такие действия Соединенных Штатов, которые доказали бы, что Америка - надежный торговый партнер.
НА СОБРАНИИ АСТЭС, проходившем в Нью-Йорке, выступили высокопоставленные представители администрации США - первые заместители министров сельского хозяйства и торговли США Линг и Браун, бывший министр торговли США Крепс.
Значительное место в этих выступлениях было уделено необходимости восстановления репутации американской стороны как надежного делового партнера и в связи с этим принятия конгрессом США нового законодательства о регулировании экспорта, содержащего оговорку о "нерушимости" заключенных контрактов. Заместитель министра сельского хозяйства Линг заверил участников собрания, что США не намерены прибегать вновь к эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции в СССР.
На фоне указанных в целом конструктивных заявлений резким диссонансом прозвучало выступление заместителя помощника госсекретаря США Палмера, которое имело открытую антисоветскую направленность. В нем он попытался обвинить Советский Союз в подрыве "мирных" инициатив США, в отказе от переговоров по разоружению и от участия в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе с целью охлаждения советско- американских отношений. Коснулся он и вопроса о "правах человека" в СССР и призвал к "сочувствию" к деятельности Сахарова.
Выступление Палмера вызвало резко негативную реакцию всех участников собрания.
О растущем интересе деловых кругов США к развитию торгово-экономических отношений с Советским Союзом свидетельствует тот факт, что во время проведения собрания Совета члены советской делегации имели более 280 деловых встреч с американскими бизнесменами.
СОБРАНИЕ единогласно приняло общую резолюцию, в которой подчеркивается, что, несмотря на все осложнения в отношениях между двумя странами в настоящее время и определенные ограничения, препятствующие развитию торгово-экономических связей между СССР и США, возможности для взаимовыгодного сотрудничества во многих сферах, представляющих взаимный интерес, все еще существуют. Резолюция поручила Совету наметить конкретные области сотрудничества и соответствующие проекты, более активно организовывать семинары, симпозиумы и выставки, которые, как продемонстрировала американская выставка "Агробизнес-83-США", проведенная в Москве в 1983 г., являются эффективным средством развития торговли.
Помимо общей резолюции были приняты соответствующие решения рабочими органами Совета - его комитетами. Исполнительный комитет, в частности, принял решение о проведении в 1985 г. в Москве американской выставки по охране окружающей среды и энергетике и в 1986 г. в США - выставки достижений советской науки и техники.
Как было отмечено на заседании Совета, у советских организаций и американских компаний имеются возможности для взаимовыгодного сотрудничества в области принятой в СССР Продовольственной программы (имеется в виду пищевая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции и т. д.). Открывает определенные возможности для советско-американского делового сотрудничества и Энергетическая программа (в области оборудования и технологии по добыче, переработке и транспортировке угля, нефти и газа, в том числе на континентальном шельфе).
Однако следует учитывать - без создания нормальных условий для торговли с Советским Союзом, без полной уверенности в том, что взятые на себя американскими фирмами обязательства не будут аннулированы в одностороннем порядке, но следует ожидать существенного роста советско-американской торговли.
Смотрите также:
- ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. КОКОМ: тайная война "мирными" средствами →
- КОММЕНТИРУЕТ ХУДОЖНИК. Манипуляции с ПРО →
- КТО ПРОТИВ РАЗРЯДКИ. ТОРГОВАЯ СССР - США →