ВСЕГО в нескольких шагах от знаменитого парижского Елисейского дворца в ничем не примечательном доме по улице Боти расположился Координационный комитет по вопросам торговой политики между Востоком и Западом (КОКОМ). Правда, в последнее время это название редко появляется в печати. Вместо него все чаще всплывает наименование, более точно отражающее суть этого тайного клуба, - Координационный комитет по многостороннему контролю над экспортом.
Выходящий в Гамбурге еженедельник "Цайт" так охарактеризовал происходящее за закрытыми дверьми: "Отсюда ведется своего рода тайная война, хотя и мирными средствами. Отсюда контролируется, управляется или даже перекрывается поток товаров, текущий якобы беспрепятственно по принципу "свободной международной торговли" с Запада в страны Восточной Европы".
Основывая КОКОМ в 1949 г., США и другие страны Запада исходили из того, что прекращение экспорта в социалистические страны вызовет там подрыв экономики, беспорядки, дестабилизацию всей системы и ее последующую ликвидацию.
1 января 1950 г. КОКОМ начал свою подрывную деятельность. На первоначальном этапе в него вошли представители Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, Люксембурга, Нидерландов и, конечно же, США.
В том же, 1950 г., к нему примкнули ФРГ, Дания, Канада и Норвегия, в 1952 г. - Португалия, в 1953 г. - Греция, Турция и Япония.
Испания сохраняла роль наблюдателя до 1985 г. После ее вступления в НАТО в мае 1982 г. правительство США стало настаивать на немедленном вступлении Мадрида в КОКОМ. В 1984 г. у США появился рычаг для давления на испанцев: в случае дальнейшего нежелания Испании, администрация Рейгана пригрозила запретить подписание миллионного контракта между фирмами "Америкен телефон энд телеграф К"sup"o"/sup"" (АТТ) и "Компаниа телефоника насиональ д'Эспанья" (КТНЭ). Совместный проект этих фирм предусматривал возведение к 1987 г. возле Мадрида крупнейшего в Западной Европе предприятия по производству микропроцессоров. Необходимую для этого технологию АТТ могла поставлять лишь с согласия Белого дома. В течение нескольких месяцев американцы блокировали заключение сделки, пока в сентябре прошлого года Мадрид не уступил нажиму, "попросив" о вступлении в КОКОМ его 16-м членом.
Каждые три года список экспортных товаров, подлежащих запрету, обновляется. Заместитель министра обороны США Р. Перл хотел бы заменить эту процедуру постоянным контролем. На последнем заседании КОКОМ 10 и 11 октября прошлого года в Париже он настаивал на том, чтобы в будущем поставлять в социалистические страны только устаревшую технику и технологию спустя 4 года после того, как она введена в серийное производство на Западе. Однако необходимого единодушия он не добился.
Как правило, национальные реестры товаров, не подлежащих экспорту в социалистические страны, не выходят за рамки списков КОКОМ. Лишь Соединенные Штаты дополняют их артикулами, которые они не смогли протащить через Координационный комитет. Усердствуют они и в расширении списков, согласованных в КОКОМ.
Самостоятельные решения в вопросах торговли с социалистическими странами, идущие вразрез с позицией Соединенных Штатов, даются странам Западной Европы очень трудно, поскольку, к примеру, западноевропейская продукция микроэлектроники содержит до 60% компонентов, сделанных в США. Стоит изготовителю этой продукции ослушаться вашингтонской администрации, и американские поставки тут же прекратятся.
Деятельность КОКОМ наглядно свидетельствует о том, что он является придатком НАТО.
По материалам иностранной печати подготовил А. ШУМЕЙКИН