НЕСКОЛЬКО лет назад видный американский промышленник, председатель "Армко стил" У. Верити высказал предположение: при устранении барьеров в торговле и улучшении взаимоотношения товарооборот между СССР и США может достичь в 1985 г. 10 млрд. долл.
Этот прогноз не оправдался - реальная цифра оказалась примерно втрое ниже, что явно не соответствует потенциальным возможностям сотрудничества двух стран. Для США объем торговли с СССР равен их товарообороту с Норвегией и вдвое уступает торговле со Швейцарией. В свою очередь, доля США во внешней торговле нашей страны составляет не более 1 - 2%.
ПОЛИТИКА ИЛИ КОММЕРЦИЯ?
В принципе и СССР и США - две крупнейшие промышленные державы мира - вполне могут обойтись без торговли друг с другом. Однако, как заметил М. С. Горбачев, выступая на собрании Американо-советского торгово-экономического совета (АСТЭС) в Москве (декабрь 1985 г.), "нормально ли это политически?"
Иногда говорят: торговля должна быть вне политики. Этот тезис нуждается в уточнении. Торговля не должна быть "заложником" политики: ее нельзя то "включать", то "выключать" в зависимости от колебаний политической конъюнктуры, а подписанные контракты должны неукоснительно выполняться. Торговлю тем более нельзя использовать для оказания политического нажима, как инструмент "наказания" или вмешательства во внутренние дела.
Но вообще отделить торговлю от политики нельзя. Более того, мы смотрим на деловое сотрудничество с США прежде всего политически. Во-первых, потому что в области политики решается главный вопрос наших отношений - вопрос о войне и мире. Во-вторых, потому что торговля способна внести позитивный вклад в эти отношения, являясь одним из средств их стабилизации. И наконец, потому что главные препятствия на пути двусторонних экономических связей носят прежде всего политический характер.
Вместе с тем мы не сбрасываем со счетов и взаимные экономические выгоды этого сотрудничества. Хотя сейчас на первый план у нас в стране встает перестройка экспортно- импортной политики, и в частности рационализация импорта, отказ от закупок того, что вполне может быть произведено на наших собственных предприятиях, мы отнюдь не стремимся свертывать деловые связи с США. Эти связи способны дать экономию времени и средств, содействовать ускорению научно-технического прогресса. В свою очередь, для США это сотрудничество означает возможность более полной загрузки мощностей, создания десятков тысяч рабочих мест, а также, как показывает опыт, приобретения нужных им товаров и технических разработок, представляющих интерес для американских фирм.
Главные барьеры на пути такого сотрудничества - чисто политические. Например, в документе Пентагона под названием "Направления обороны в 1984 - 1988 гг." прямо говорится: "Соединенные Штаты и их союзники должны фактически объявить СССР экономическую и техническую войну как дополнение к военной стратегии в период мира".
И политика "увязок", и призывы к "экономической войне" основаны на той ложной посылке, что СССР якобы несравненно больше заинтересован в деловых связях с США и поэтому больше пострадает от их нарушения.
Однако преобладающее число экспертов, представителей деловых кругов, да и многие политики считают этот тезис неосновательным. Профессор Джорджийского университета Г. Бертч, подчеркивая, что "американо-советская торговля отвечает национальным интересам США", указывает, что обсуждение этого вопроса в США ведется "на основании неполной или неверной информации". Именно за счет этого, продолжает он, сложилась тенденция переоценивать выгоды такой торговли для СССР и недооценивать их для США. "Русские - и это надо наконец понять - не попрошайки в торговле, - заявляет Томас Дж. Уотсон, бывший посол США в Москве, ныне консультант корпорации ИБМ. - Это надо усвоить и отказаться от высокомерного подхода к торговле с СССР. Почему торговлю, которая сейчас, пожалуй, больше нужна Штатам, чем Советам, надо увязывать с сомнительными политическими условиями?"
ОТСУТСТВИЕ СТАБИЛЬНОСТИ
После того как в 1979 г. советско-американская торговля достигла наивысшего за всю предыдущую историю объема - 2,8 млрд. руб., она упала в 1961 г. до 1,8 млрд. Далее ее динамика напоминает "американские горки": в 1982 г. - 2,2 млрд., 1983 г. - 1,9 млрд., 1984 г. - 3,1 млрд., 1985 г. - 2,7 млрд.
В основе этой нестабильности - два фактора. Первый - периодически вводившиеся Вашингтоном запреты и эмбарго. Второй - несбалансированность торгового обмена и преобладание в нем сельскохозяйственной продукции, изменение масштабов закупок которой и цен на нее серьезно отражается на общих размерах торговли.
Низкая доля во взаимной торговле продукции обрабатывающей промышленности, и прежде всего машин и оборудования, - прямое следствие политики американской администрации. С одной стороны, она якобы по соображениям "национальной безопасности" ограничивает такие поставки в СССР. А с другой - возводит барьеры на пути советского экспорта. Вследствие введенной в 1974 г. поправки Джексона - Вэника советские товары находятся в неравноправных условиях. Как писала этой весной "Нью-Йорк таймс", тарифы на ввозимые в США советские товары "приблизительно в 10 раз выше, чем тарифы на товары из других стран". Другая поправка - Стивенсона - свела к минимуму возможности государственного кредитования сделок американских компаний с СССР, что резко ограничило возможность крупных совместных проектов.
В этих условиях советские внешнеторговые организации, естественно, предпочли переориентироваться на более надежных партнеров. Если в 1976 г. импорт машин и оборудования из США составил 621 млн. руб., то в 1984 г. он упал до 137 млн., причем в последнее время более половины этого объема приходится на запчасти к ранее поставленной продукции. С конца 70-х годов в США не было размещено ни одного сколько-нибудь крупного заказа на комплектное оборудование.
ПУТЬ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Провал попыток оказать на СССР нажим - с одной стороны, и реальные убытки и потери заказов - с другой, в определенной мере отрезвляюще подействовали на администрацию. Одновременно деловой мир США активизировал свои усилия, направленные на расширение взаимной торговли.
По инициативе американской стороны был возобновлен бездействовавший с 1978 г. механизм американо-советской торговой комиссии, состоялось собрание АСТЭС в Москве, на которое прибыло наибольшее за все время число американских бизнесменов (около 400 руководителей компаний и банков) во главе с министром торговли США М. Болдриджем. Был подписан ряд соглашении с американскими фирмами о научно-техническом сотрудничестве в области переработки нефти и газа, освоения континентального шельфа, стеклокерамического производства, медицины.
В принципе существует целый ряд областей, перспективных с точки зрения двустороннего сотрудничества. Советская сторона, в частности, могла бы рассмотреть вопрос о долевом участии американских компаний в ведущейся работе по модернизации станкостроения и других машиностроительных отраслей.