ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ давно уже стала одним из главных компонентов в стратегии империализма.
Для правящих кругов США и других западных стран продажа и поставки обычных вооружений служат глобальным военным приготовлениям, распространению беспрецедентной гонки вооружений и развязыванию военных авантюр в различных районах мира.
Однако для оправдания своих действий на Западе, и прежде всего в Вашингтоне, пытаются возложить всю вину за это на Советский Союз и другие социалистические страны. Теме "советской военной угрозы" и "поддержки СССР сил международного терроризма" посвящены многочисленные правительственные заявления, на свет появляются различного рода "научные трактаты". Например, в августе прошлого года госдепартаментом США был подготовлен доклад "Поставки оружия развивающимся странам за период 1972 - 1981 годов". В предисловии к нему занимавший в то время пост заместителя госсекретаря США Дж. Бакли представил Советский Союз лидером мировой торговли оружием. "Доказывается" это на основе явных подтасовок, использования количественных, а не стоимостных критериев. За единицу оружия, к примеру, принимается и автоматическая винтовка, и танк, и подводная лодка, и сверхзвуковой самолет.
Делается это с целью исказить реальное положение вещей.
США - ГЛАВНЫЙ ПОСТАВЩИК ВООРУЖЕНИЙ
На долю США в настоящее время приходится, по американским источникам, около 50 проц. в мировой торговле оружием. За предыдущее десятилетие США поставили вооружений и предоставили военные услуга 130 странам на общую сумму в 123 млрд. долл. При этом основными покупателями вооружений из-за океана за этот период стали страны Ближнего Востока и Южной Азии, в которые было поставлено американского оружия на сумму 57,1 млрд. долл.
В 1982 г. экспорт оружия и военной техники из Соединенных Штатов перевалил за сумму в 21,5 млрд. долл. Причем если предыдущая администрация создавала хотя бы видимость политики ограничения продажи оружия, то в директиве президента Р. Рейгана от 8 июля 1981 г. прямо говорится, что "поставки обычных видов вооружений рассматриваются Соединенными Штатами как неотъемлемый элемент их внешней политики".
ФРАНЦИЯ. В 70-е годы на второе место по экспорту вооружений среди капиталистических стран вышла Франция, оттеснив Великобританию. В настоящее время Франция поставляет на экспорт 40 проц. объема своей военной продукции. Французский военный экспорт составил в 1981 г. свыше 5 млрд. долл., или 5 проц. общего объема экспорта страны. В военной промышленности Франции занято более 280 тыс. человек, причем из них 90 тыс. работают над выполнением экспортных заказов. 85 проц. французского военного экспорта направляется в развивающиеся страны, в основном на Ближний Восток.
АНГЛИЯ. Перемещение Англии на третье место в списке стран - экспортеров оружия вовсе не означает сокращения ее участия в оружейном бизнесе. За предыдущее десятилетие ее военный экспорт вырос в 5 раз и составлял в 1980 - 1981 финансовом году 1,2 млрд. фунтов стерлингов (около 2 млрд, долл.). Сегодня за границу поставляется 30 проц. продукции военной промышленности Англии, что составляет 3,5 проц. от общего объема экспорта страны. В военной промышленности Англии занято около 280 тыс. человек, из которых до 80 тысяч непосредственно участвуют в производстве экспортной продукции.
ФРГ. В военной промышленности Федеративной Республики Германии занято 200 тыс. человек, а доля ее в ВНП составляет 2 проц. Объем ее военных поставок за рубеж превысил 1 млрд. долл. в 1981 г. Основная часть военной продукции ФРГ направляется в страны НАТО, хотя одновременно растет экспорт и в развивающиеся страны.
ИТАЛИЯ. 40 проц. продукции ее военной промышленности идет на экспорт. За период 1972 - 1980 гг. его объем увеличился в 12 раз и перевалил за 1 млрд. долл. Много военной техники производится в Италии по лицензиям и при участии иностранных фирм. Основными получателями итальянских вооружений являются ЮАР и прозападные режимы на Ближнем Востоке.
ЯПОНИЯ. В настоящее время 300 японских компаний в той или иной степени принимают участие в военном производстве, обеспечивая на 95 проц. потребности "сил самообороны" в вооружениях. В Японии производятся самые современные вооружения, включая истребитель-бомбардировщик Ф-4 (по американской лицензии) и всепогодный истребитель Ф-15 (фирма "Мицубиси" совместна с "Макдонелл Дуглас").
В Японии, согласно действующему законодательству, экспорт вооружений запрещен. Однако в январе этого года правительство Накасонэ сделало исключение и приняло решение ввиду "особых" отношений удовлетворить просьбу Вашингтона и предоставить ему новейшую сложную технологию для использования в военных целях. Японская печать сообщает о возможности поставок в США не только военной технологии, но и оружия. В пользу расширения военного экспорта выступают правые силы Японии, особенно та часть монополистического капитала, которая непосредственно связана с военным производством.
К числу западных экспортеров оружия, наращивающих свою активность, относятся Швеция, Дания, Швейцария, Канада, Нидерланды.
В 70-е годы сформировалась новая группа стран - экспортеров вооружений. Это в первую очередь те страны, которые, будучи крупнейшими импортерами западной военной технологии и техники, сами превратились в поставщиков оружия.
К этим странам относятся Израиль, ЮАР, Саудовская Аравия, Южная Корея, Тайвань и другие. Некоторые из этих стран занимаются экспортом собственной военной продукции и реэкспортом закупленного оружия, другие - только реэкспортом.
ИЗРАИЛЬ. Кроме огромных поставок вооружений из США и других западных стран, в Израиле развивается собственное военное производство, которое удовлетворяет потребность вооруженных сил на 40 проц. Треть израильской военной продукции идет на экспорт, годовой объем которого составляет более 1 млрд. долл.
Клиентами Израиля в настоящее время являются 60 стран. Среди них такие реакционные режимы, как расистская ЮАР и фашистская хунта Чили.
Израиль часто используется для продаж оружия в ту или иную страну, с которой США "неудобно" в силу разных причин поддерживать подобные связи. Например, после того как американская администрация отказала Тайваню в приобретении самолета Ф-16, Израиль предложил ему самолеты "Кфир", очевидно, с благословения США.
В начале 80-х годов из 56 стран мира, производивших вооружения, 24 приходилось на долю развивающихся.
По данным Секретариата ЮНКТАД, военные расходы развивающихся стран за 1972- 1981 годы возросли почти в 2 с половиной раза, а доля в общемировых военных расходах поднялась с 10 до 19 проц. Американская газета "Крисчен сайенс монитор" отмечает, что на долю неприсоединившихся стран ныне приходится 38 проц. всех закупок обычных вооружений. Саудовская Аравия, например, по свидетельству французской газеты "Монд", сменила Иран на первом месте среди покупателей американской военной техники и расходует на эти цели 2,5 тыс. долл. на душу населения ежегодно.
Империалистические державы используют стремление ряда развивающихся стран ослабить свою зависимость от Запада путем организации собственного военного производства. Однако создание центров по производству технологически сложного оружия в условиях слаборазвитой экономики еще больше привязывает ее к источникам военной технологии, усиливает зависимость национальной экономики освободившихся стран от монополий Запада, ведет к распространению гонки вооружений, угрозе возникновения конфликтов.
ПО ВИНЕ ИМПЕРИАЛИЗМА
По подсчетам венгерского экономиста И. Кенде, за период 1945 - 1976 гг. в мире по вине империализма произошло 120 конфликтов, которые по масштабам и характеру можно назвать войнами. Эти войны происходили на территории 71 страны, а участие в них принимали вооруженные силы 82 государств. Сумма времени, потраченного на все войны, равна более чем 369 годам. За указанный период только 26 дней ни в одном уголке земного шара не велось боевых действий. Количество погибших в этих войнах оценивается в 2.5 млн. человек. Причем подавляющее большинство войн произошло в развивающихся странах-115 из 120. В 74 из этих 120 войн участвовали иностранные войска, в том числе войска НАТО - в 62 войнах. Приведенные цифры наглядно характеризуют роль империалистических государств в развязывании войн и создании конфликтных ситуаций в развивающихся странах, в значительной степени обусловливающих их стремление к приобретению оружия.
ПОЗИЦИЯ СССР
Советский Союз и братские страны социализма оказывают помощь, в том числе и военную, народам, борющимся за свою свободу, независимость и национальное освобождение, странам, ставшим жертвами агрессии, когда эти страны обращаются с такими просьбами. Статья 51 Устава ООН прямо предусматривает право государств на индивидуальную или коллективную самозащиту от агрессии, а статьи 1 и 2 требуют уважения принципов равноправия и самоопределения народов, неприменения силы и невмешательства во внутренние дела государств.
На основе этих норм СССР и предлагает выработать четкие политико-правовые критерии допустимости или недопустимости поставок оружия.
Советско-американские переговоры об ограничении продаж и поставок обычных вооружений, которые начались в декабре 1977 г., были прерваны через год американской стороной. В отличие от конструктивной и взвешенной позиции СССР американская позиция завела переговоры в тупик.
В советском меморандуме, представленном второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению летом 1982 г. "Отвести растущую ядерную угрозу, обуздать гонку вооружений", СССР вновь предложил правительствам всех стран "...договориться об ограничении продажи и поставок обычных вооружений, объем которых измеряется ныне уже десятками миллиардов долларов". В интересах достижения такой договоренности, указывается в меморандуме, "Советский Союз готов возобновить советско- американские переговоры, которые были прерваны американской стороной как раз на том этапе, когда стали вырисовываться возможные подходы к решению вопроса, У СССР нет возражений также против того, чтобы привлечь к рассмотрению вопроса об ограничении торговли оружием и другие государства". Теперь слово за Западом, и в первую очередь за США.