Примерное время чтения: 6 минут
212

АСЕАН в визире Пентагона

ПОДХОД нынешней американской администрации к региону Юго- Восточной Азии непосредственно вытекает из доктрины "прямого противоборства" с Советским Союзом, другими социалистическими государствами. Страны АСЕАН рассматриваются в Вашингтоне как поле, через которое проходит одна из силовых линий глобальной американской политики. Курс на обеспечение стратегических позиций в этом районе американская администрация пытается лицемерно оправдать стремлением обеспечить "региональную безопасность и стабильность", но под этим подразумевается не что иное, как "безопасность" так называемых жизненных интересов США, пресловутое "сдерживание" Советского Союза.

Используя миф о "коммунистической опасности", Вашингтон уже давно пытается сколотить на базе АСЕАН военный блок под эгидой Соединенных Штатов. Но, поскольку страны ассоциации не раз заявляли о своем нежелании участвовать в американской блоковой политике, нынешняя администрация США различными мерами, исподволь - как говорится, не мытьем, так катаньем, - пытается пристегнуть их к своим стратегическим замыслам, для чего заметно активизировала деятельность в этом направлении. Достаточно сказать, что визиты представителей Пентагона в страны Юго- Восточной Азии следуют один за другим. США всячески поощряют расширение таких аспектов сотрудничества в АСЕАН, как координация военных планов, практическая отработка взаимодействия вооруженных сил, стандартизация вооружений, боевой техники и т. д.

Политическое давление на страны АСЕАН дополняется расширением американской военной помощи, поставок оружия и военной техники АСЕАН. Достаточно сказать, что стоимость ежегодных поставок за период 1980 - 1982 гг. возросла втрое, составив более 450 мли. долларов. Американские льготные кредиты Индонезии, Таиланду, Филиппинам и Малайзии на эти цели составили в 1982 г. 190 млн. долл., то есть на 50 проц. выше уровня 1980 г. В результате в вооруженных силах АСЕАН значительно возросло количество американской военной техники, прежде всего авиационной. Например, 84 проц. их парка боевой авиации составляют самолеты американского производства (из них до 40 проц. - самолеты F-5 и A-4). Пентагон намечает к 1985 г. увеличить вдвое количество поставляемых в страны ассоциации вооружений и боевой техники.

Закупки оружия, естественно, приводят к росту военных расходов. Благодаря стараниям США расходы на военные цели за последние пять лет возросли втрое. В среднем они увеличивались на 15 проц. в год (составляют свыше 20 проц. в национальных бюджетах стран ассоциации).

Только в 1981 г. страны АСЕАН израсходовали на военные цели 7,6 млрд. долл. (в 1980 г. -5,5 млрд.).

Очередным звеном усилий Вашингтона по втягиванию стран АСЕАН в американскую "стратегию для Азии" стала идея создания "объединенного резерва". Она служит тому, чтобы обеспечить США возможность избежать прямого участия своих вооруженных сил в поддержке "подвергающихся угрозе" стран региона. "Полноправное партнерство" АСЕАН в этом милитаристском проекте, которое обещают США, якобы гарантируется усилением американской военной помощи. Ведь именно США должны обеспечить создание "объединенного резерва" и постоянно поддерживать его готовность. Сомнительный характер "равных прав" в таком "партнерстве" подтверждается тем, что не страны АСЕАН, а США будут определять порядок использования "резерва" и контролировать его.

Пентагон явно привлекает возможность использовать территорию стран АСЕАН как промежуточный трамплин для переброски "сил быстрого развертывания", создать здесь новые постоянные базы для американских военно-морских сил в Тихом и Индийском океанах, опираясь на которые могли бы действовать новые авианосные соединения, корабли, оснащенные крылатыми ракетами.

Подход США к каждой из стран ассоциации учитывает и их стратегическое положение и отношение каждой из них к американскому военно-политическому курсу.

В качестве "краеугольного камня американской военной структуры" в Юго-Восточной Азии, плацдарма Пентагона для боевых действий американских вооруженных сил в Тихом и Индийском океанах Вашингтон рассматривает Филиппины. Об этом в феврале 1982 г. откровенно заявил заместитель министра обороны США Р. Армитидж.

Готовность Филиппин следовать в фарватере американской политики всячески поощряется Соединенными Штатами. Так, филиппинскому партнеру по военному сотрудничеству была разрешена продажа странам АСЕАН оружия, которое производится по американским лицензиям.

В последние годы активно "наводятся мосты" для возобновления американского военного присутствия в Таиланде. На таиландской территории действуют американские разведывательные центры. Корабли 7-го американского флота -стали постоянно использовать военно-морскую базу Саммаин, а авиация США - авиабазу Утапао в качестве пункта промежуточных посадок. После визита председателя Комитета начальников штабов генерала Весси в январе 1983 г. была достигнута договоренность о предоставлении в распоряжение Пентагона в чрезвычайных условиях и других военных баз.

Вашингтон втягивает Таиланд в осуществление военно- стратегических планов США в регионе, в частности для проведения подрывной деятельности против социалистического Вьетнама, Лаоса, Кампучии.

В орбиту своей агрессивной политики США втягивают и Сингапур. Пентагон рассматривает остров как транзитный пункт для американских самолетов, совершающих полеты из Тихого в Индийский океан, и как порт, куда регулярно могут наведываться корабли 7-го флота США. Явно по подсказке Вашингтона официальные сингапурские круги провели зондаж возможностей осуществления в АСЕАН военного сотрудничества на многосторонней основе, то есть возможностей расширения тех связей, которые в конце концов привели бы к милитаризации этой региональной организации. Конкретно Сингапур предлагал проводить совместные военные учения, которые и могли бы стать одной из ступеней к переводу стран ассоциации на милитаристский путь.

С такой страной, как Индонезия, США ведут себя более осторожно и одновременно стремятся увеличивать ей военную помощь, имея в виду ее важное "стратегическое и географическое положение". Заигрывая с руководством страны, США добиваются его согласия на активное использование Малаккского пролива, а также расположенных во внутренних водах архипелага глубоководных проливов Макасарский и Ломбок для переброски сил 7-го флота в Индийский океан.

Важность упрочения связей США с Малайзией, как это было подчеркнуто во время слушаний в американском конгрессе в 1982 г., определяется близостью этой страны к стратегическим коммуникациям, ведущим из Тихого океана в Индийский. На малайзийской территории имеется достаточно развитая военная инфраструктура (аэродромы, порты, узлы связи и т. п.). Пентагон явно не исключает ее использования, поскольку Малайзия наряду с Сингапуром является одной из участниц пятистороннего соглашения об обороне, в котором участвуют союзники США (Англия, Австралия, Новая Зеландия).

В 1982 финансовом году Вашингтон ассигновал на цели так называемой безопасности Филиппин, Таиланда, Индонезии и Малайзии соответственно 100, 80, 45 и 12,5 млн. долл.

Таковы факты, свидетельствующие, что Пентагон делает все возможное, чтобы держать АСЕАН в визире американской глобальной политики. Речь идет фактически о том, чтобы АСЕАН все более приобретала характер военно-политической группировки, служащей агрессивным целям США в Юго-Восточной Азии и на азиатском континенте в целом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно